Алексей Михайлович Грицай
Бывают случаи, когда изменения в выборе пейзажного мотива и взгляда на него обозначают и очень важные перемены в искусстве, в культуре, иногда и в жизни вообще. Такой перелом в советском искусстве середины 1950-х годов отразился и в творчестве Алексея Михайловича Грицая, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, одного из известнейших пейзажистов нашей страны. В эти годы художник нашел себя, свою линию в пейзажном творчестве. Скромные, простые, по-настоящему весенние "Подснежники" Грицая, при всей их незамысловатости, были новым словом в искусстве тех лет. Бывают случаи, когда изменения в выборе пейзажного мотива и взгляда на него обозначают и очень важные перемены в искусстве, в культуре, иногда и в жизни вообще. Такой перелом в советском искусстве середины 1950-х годов отразился и в творчестве Алексея Михайловича Грицая, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, одного из известнейших пейзажистов нашей страны. В эти годы художник нашел себя, свою линию в пейзажном творчестве. Скромные, простые, по-настоящему весенние "Подснежники" Грицая, при всей их незамысловатости, были новым словом в искусстве тех лет.
Он поступил в Академию художеств в 1932 году, получив до того первые наставления у скульптора Р. Баха. Молодой Грицай, не искушенный в художественных тонкостях и не помышлявший ни о каких сложных художественных задачах, на экзамене рисовал старательно и наивно, стремясь как можно вернее передать то, что видит. Он и сам был удивлен, когда его приняли. Он поступил в Академию художеств в 1932 году, получив до того первые наставления у скульптора Р. Баха. Молодой Грицай, не искушенный в художественных тонкостях и не помышлявший ни о каких сложных художественных задачах, на экзамене рисовал старательно и наивно, стремясь как можно вернее передать то, что видит. Он и сам был удивлен, когда его приняли. Городской пейзаж.1950г.
Деревня Городок. Весна.1958 г
Баржа.Волга.Этюд.1949г. Грицай учился в Академии у В. Н. Яковлева, который воспитывал своих учеников на копиях со старых мастеров, причем таких, у которых первенствует крепкий академический рисунок. Это дало Грицаю хорошую школу, однако его таланту лирика негде было проявить себя. Возможно, художник тогда еще не понимал, что является его призванием. Он продолжал обучение в мастерской И. И. Бродского, видного советского живописца, также мастера скульптурно объемной формы и торжественно построенных композиций. Грицай учился в Академии у В. Н. Яковлева, который воспитывал своих учеников на копиях со старых мастеров, причем таких, у которых первенствует крепкий академический рисунок. Это дало Грицаю хорошую школу, однако его таланту лирика негде было проявить себя. Возможно, художник тогда еще не понимал, что является его призванием. Он продолжал обучение в мастерской И. И. Бродского, видного советского живописца, также мастера скульптурно объемной формы и торжественно построенных композиций.
Над Волгой Завершением периода обучения стали, по сути дела, картины, выполненные уже после военных лет, во время которых художник почти не занимался профессиональной живописью и многое забыл. Теперь Грицай стал пейзажистом, хотя и писал еще в те годы картины на производственные темы. Но главными его произведениями первых послевоенных лет стали два крупных пейзажа - "В Жигулях. Бурный день" ( ) и "Над Волгой" ( ) Завершением периода обучения стали, по сути дела, картины, выполненные уже после военных лет, во время которых художник почти не занимался профессиональной живописью и многое забыл. Теперь Грицай стал пейзажистом, хотя и писал еще в те годы картины на производственные темы. Но главными его произведениями первых послевоенных лет стали два крупных пейзажа - "В Жигулях. Бурный день" ( ) и "Над Волгой" ( ) В Жигулях. Бурный день
Начало октября. 1960г. Обычно то, что было результатом натурной работы, переходило в более картинные, более обобщенные, но по-прежнему камерные образы природы. Такова серия картин "Весна" ( ). Грицай берет, как всегда, простые мотивы - весенние ручейки, зацветающие деревья. Природа у художника внутренне глубоко связана с человеком, поэтому столь естественны в его пейзажах жанровые мотивы ("Вечером", 1954). Грицай также любит писать животных ("Первая зелень. Стадо", 1957; "Туман. Телята", 1962). Обычно то, что было результатом натурной работы, переходило в более картинные, более обобщенные, но по-прежнему камерные образы природы. Такова серия картин "Весна" ( ). Грицай берет, как всегда, простые мотивы - весенние ручейки, зацветающие деревья. Природа у художника внутренне глубоко связана с человеком, поэтому столь естественны в его пейзажах жанровые мотивы ("Вечером", 1954). Грицай также любит писать животных ("Первая зелень. Стадо", 1957; "Туман. Телята", 1962).
Первая зелень. Стадо.1957г.
Пейзаж со стадом.
Туман.Телята.1962г.
Молодая поросль. Художника привлекают и зимние, и осенние мотивы, но он во всем предпочитает переходные моменты, также и во времени дня (любимое время - сумерки). Мотивы часто повторяются, складываются в серии картин, повествующих о световоздушной ткани природы в разных условиях. Художника привлекают и зимние, и осенние мотивы, но он во всем предпочитает переходные моменты, также и во времени дня (любимое время - сумерки). Мотивы часто повторяются, складываются в серии картин, повествующих о световоздушной ткани природы в разных условиях.
Осень в Глуховском.1975г.
Пора весны г. Грицай большое внимание уделяет колориту картины, который у него всегда гармоничен. Работы его написаны легко и свободно, но за ними стоит, как правило, долгая работа, они даются трудно, порой пишутся годами. Так писалась картина "Пора весны" ( ), ставшая у Грицая одной из лучших. Это не конкретный пейзаж, а обобщенный образ весеннего мира. Грицай большое внимание уделяет колориту картины, который у него всегда гармоничен. Работы его написаны легко и свободно, но за ними стоит, как правило, долгая работа, они даются трудно, порой пишутся годами. Так писалась картина "Пора весны" ( ), ставшая у Грицая одной из лучших. Это не конкретный пейзаж, а обобщенный образ весеннего мира.
Ива цветет. Большая вода г.
Летний сад. Ленинград.1955 г.
Ледоход г. Художник на протяжении многих лет остается верен избранным образам и темам. И хотя его живописная манера стала немного иной, все же любимой теме - весне - посвящена и новая картина "Ледоход" ( ). Этот ледоход - отзвук "весен" тридцатилетней давности, певцом которых вошел в советскую живопись Грицай. Художник на протяжении многих лет остается верен избранным образам и темам. И хотя его живописная манера стала немного иной, все же любимой теме - весне - посвящена и новая картина "Ледоход" ( ). Этот ледоход - отзвук "весен" тридцатилетней давности, певцом которых вошел в советскую живопись Грицай.