Психологические особенности первоклассников и готовность к школе «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Помните, что мы их не знаем» Януш Корчак
Возрастная периодизация: Возрастная периодизация: Младенческий возраст (0-1 год); Младенческий возраст (0-1 год); Ранний (1-2 года); Ранний (1-2 года); Дошкольный (3-6 лет); Дошкольный (3-6 лет); Младший школьный (7-10 лет); Младший школьный (7-10 лет); Средний школьный (11-14 лет); Средний школьный (11-14 лет); Старший школьный (15-18 лет) Старший школьный (15-18 лет)
Кризисы возраста Кризисы возраста Кризис новорождённости; Кризис новорождённости; 1-го года; 1-го года; 3-х лет; 3-х лет; 7-ми лет; 7-ми лет; 13-ти лет; 13-ти лет; 17-ти лет 17-ти лет
Кризис 7-ми лет Кризис 7-ми лет Всё меняется: Ведущая деятельность Ведущая деятельность Социальная ситуация Социальная ситуация Личностная ценность Личностная ценность Мотивы Мотивы Особенности познавательной сферы Особенности познавательной сферы
Изменение психофизиологических функций и познавательная сфера Изменение психофизиологических функций и познавательная сфера Сенсорное развитие – ориентировка в свойствах и отношениях предметов, в пространстве и времени; Сенсорное развитие – ориентировка в свойствах и отношениях предметов, в пространстве и времени; Зрительное восприятие становится ведущим – возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; Зрительное восприятие становится ведущим – возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; Взаимосвязь восприятия, речи, мышления; Взаимосвязь восприятия, речи, мышления; Мышление – развитие рассуждения, проблемности, любознательности, экспериментирования, качеств ума Мышление – развитие рассуждения, проблемности, любознательности, экспериментирования, качеств ума
Развитие произвольного запоминания (6 объектов); Развитие произвольного запоминания (6 объектов); Внимание – непроизвольный характер ( 15 минут непрерывной деятельности); Внимание – непроизвольный характер ( 15 минут непрерывной деятельности); Произвольность воображения – замысел, план, реализация Произвольность воображения – замысел, план, реализация
Изменение эмоциональной сферы Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, произвольными; Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, произвольными; Формируется высшие чувства; Формируется высшие чувства; Оформление основных элементов волевого решения; Оформление основных элементов волевого решения; Изменение мотивов поведения, соподчинение мотивов Изменение мотивов поведения, соподчинение мотивов
Перелом в социальной ситуации Осознание своего социального «Я»; Осознание своего социального «Я»; Снижение самооценки; Снижение самооценки; Дифференциация отношений «ребёнок – родитель» и «ребёнок – учитель» Дифференциация отношений «ребёнок – родитель» и «ребёнок – учитель»
Что такое готовность ребёнка к школе? 1. Интеллектуальная готовность 2. Личностная готовность 3. Эмоциональная готовность 4. Волевая готовность
Чего школа ждёт от детей? Чего школа ждёт от детей? Закон школьных «П» (принципов): Закон школьных «П» (принципов): Послушание – дисциплинарные правила, требующие безоговорочного выполнения и не нуждающиеся в подробных инструкциях; Послушание – дисциплинарные правила, требующие безоговорочного выполнения и не нуждающиеся в подробных инструкциях; Прилежание – навыковые правила, требующие как можно более тщательного подражания действиям учителя, точного копирования его образца; Прилежание – навыковые правила, требующие как можно более тщательного подражания действиям учителя, точного копирования его образца; Понимание – правила мышления Понимание – правила мышления
Основные социальные потребности Интеллектуальная состоятельность; Интеллектуальная состоятельность; Коммуникативная успешность; Коммуникативная успешность; Ощущение личного вклада в коллектив Ощущение личного вклада в коллектив
Как помочь ребенку адаптироваться ? 1.Дом – не школа, папа-не директор школы. 1.Дом – не школа, папа-не директор школы. 2.Разговаривайте друг с другом : 2.Разговаривайте друг с другом : -глаза в глаза, -глаза в глаза, -эффект «магнитной ленты». -эффект «магнитной ленты». 3.Активное слушание. 3.Активное слушание. 4.Замечайте не больше одного недостатка в минуту. 4.Замечайте не больше одного недостатка в минуту.
5.Хвалить – исполнителя, критиковать- 5.Хвалить – исполнителя, критиковать- исполнение. исполнение. 6.Сравниваем сегодняшние успехи 6.Сравниваем сегодняшние успехи со вчерашними неудачами. со вчерашними неудачами. 7.Не скупитесь на похвалу ! 7.Не скупитесь на похвалу ! 8.Оценивать детский труд дробно ( не 8.Оценивать детский труд дробно ( не знаю, но могу и хочу). знаю, но могу и хочу). 9.Ставить предельно конкретные и 9.Ставить предельно конкретные и реальные цели. реальные цели. 10.Сделать ребенка соучастником оценки 10.Сделать ребенка соучастником оценки (самооценка). (самооценка). 11.Как выбрать главное – посоветуйтесь с ребенком. 11.Как выбрать главное – посоветуйтесь с ребенком.
В учебе. 1.Выполнение распорядка дня. 1.Выполнение распорядка дня. 2.Распределение заданий по степени 2.Распределение заданий по степени сложности. сложности. 3.Не сидеть с ребенком все время 3.Не сидеть с ребенком все время приготовления уроков. приготовления уроков. 4.Сначала проверить то,что выполнено правильно. 4.Сначала проверить то,что выполнено правильно. 5.Обращать внимание на невербальные сигналы. 5.Обращать внимание на невербальные сигналы.
Помните! Ребенок –самая большая ценность в вашей жизни. Ребенок –самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его,относи- Стремитесь понять и узнать его,относи- тесь к нему с уважением,придерживайтесь прогрессивных методов воспитания. тесь к нему с уважением,придерживайтесь прогрессивных методов воспитания.
Дезадаптивные модели поведения первоклассника Агрессивный ребёнок; Агрессивный ребёнок; «Гуляет сам по себе»; «Гуляет сам по себе»; Клоун; Клоун; «Добрая детка»; «Добрая детка»; Изгой; Изгой; Ябеда Ябеда