«Плохой мир лучше хорошей ссоры» (народная мудрость)
План урока «Конфликты в обществе»: 1.Что такое конфликт? 2.Основные составляющие конфликта: 1.Субъекты и объекты конфликта. 2.Причина и повод конфликта. 3.Масштаб. 4.Цель конфликта 3. Типы конфликтов: 1. внутриличностный 2. межличностный 3. социальный 4. Функции социальных конфликтов: а) позитивные; б) негативные. 5. Способы решения социальных конфликтов 6. Последствия конфликта.
« Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона» Уильям Линкольн Уильям Линкольн Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт это хорошо или плохо?
это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание каким – либо дефицитным ресурсом, серьезное разногласие, острый спор; противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. Перед сном ты часто засиживаешься за компьютером. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя также могут возникнуть конфликты с родителями.
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются: -участники конфликта (оппоненты); -участники конфликта (оппоненты); -предмет и повод конфликта. -предмет и повод конфликта. Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ
субъект объект (предмет) причина повод масштаб цель
Свидетели Пособники Посредники Подстрекатели Субъекты Субъекты (участники- оппоненты)
Объект (предмет) конфликта – вопрос, благо, из-за которого возник конфликт
Предметом спора могут быть: территория проживания, деньги, обладание недвижимостью, власть, ресурсы, положение в обществе, религиозные разногласия и т.д.
Причины конфликтов- суть разногласий: Причины конфликтов- суть разногласий: Социальная неоднородность общества Социальная неоднородность общества Религиозные различия Религиозные различия Поведение человека, его социально- психологические черты Поведение человека, его социально- психологические черты Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже
Причины: -недовольство своим социальным положением; -задержка зарплаты; -недовольство коррумпированными чиновниками и др.
Повод- любое, даже незначительное событие, перешедшее в столкновение. Цель конфликта- достижение собственного интереса за счет интересов других Масштаб – количество участвующих людей и серьезность последствий конфликта. (установлено, что чем масштабнее конфликт, тем он реже встречается, и наоборот)
Функции конфликтов: Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование изменений. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование изменений. Негативные: создание стрессовых ситуаций, дезорганизация, даже разрушение социальной системы
по числу участников: внутриличностные (один участник); межличностные (два участника); между личностью и группой; социальные (много участников, соц. группы, государства) по причинам: экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные
Профессиональные – между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных благ Политические - между странами и государствами из-за территории или престижа Экономические - между любыми по численности группами и субъектами по поводу денег или ресурсов Культурные или религиозные – по поводу разделения дефицитных духовных благ Этнические – между народами за территорию или лучшие условия проживания
Внутриличностный конфликт – внутри одного человека между его ролями, пришедшими в противоречие. Например, в ситуации морального выбора - как поступить: по совести или по выгоде.
Межличностный конфликт – между двумя или несколькими людьми. Самый распространенный тип конфликта. Например, ссора друзей, размолвка между супругами, драка на дискотеке, спор или ссора в транспорте и т. п.
Социальный конфликт – между социальными группами. Например: забастовка, бунт, восстание, революция, война.
Конфронтация – пассивное противостояние групп с различными интересами. Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Конкуренция –экономическая борьба за получение большей выгоды, прибыли или доступа к дефицитным ресурсам
СпособырешенияконфликтовСпособырешенияконфликтов Переговоры- мирная беседа Посредничество- Использование третьей стороны Арбитраж- обращение за помощью к специальному органу власти Компромисс- взаимные уступки Применение силы, власти, закона
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон. Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок. Компромисс это не общее решение. Это решение «ни вашим, ни нашим». Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы. При конфликтах нужно помнить «правило третьей стороны». Оно гласит: если у обоих участников конфликтной ситуации есть желание уладить конфликт, но он не улаживается, это означает, что есть третья сторона. Этот третий всегда друг и для одной стороны, и для другой. Обе стороны ему верят.
Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы. Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
силой согласием Решение, принесённое штыками, пушками, танками и ружьями недолговечно. Подавленное недовольство возникнет вновь. Переговоры, поиск согласия, компромисс. В чём-то надо уступать одной стороне, в чём-то - другой.
Как называются данные способы? В чем их сущность?
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут терпимо (толерантно) относиться к друг другу.
1.Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта? 2. Выделите субъекты, причину и предмет конфликта, возможные пути решения в следующем примере: «В садовом товариществе возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива. Спор перерос в драку. На место происшествия выехала милиция».
Параграф 23 Разобрать один из примеров конфликта на стр , выяснив и выписав все его основные характеристики ( причина, повод, субъект, объект, масштаб, тип и др.) Вопросы 1-6 на стр.157– устно; вопрос 7- письменно.
Закурдаева Н.А., учитель экономики и обществознания КГБОУКШ «Шарыповский кадетский корпус» г. Шарыпово, п. Дубинино Красноярского края. 2011г.