Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ и уже несколько лет успешно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ.
Advertisements

УМК А.В. Перышкин УМК Н.С. Пурышева УМК А.Е. Гуревич.
СТРУКТУРА КУРСА ФИЗИКИ КЛАСС. МЕХАНИКА МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА ТЕРМОДИНАМИКА ЭЛЕКТРОДИНАМИКА ОПТИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИСПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ДВА УРОВНЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДВА.
Элективные курсы ЦелиФункцииТипология. Цели элективных курсов: Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; Создать условия для дифференциации.
Апробация нового учебно-методического комплекта по курсу физики 7 – 9 класса учитель физики лицея 8 «Олимпия» Г. В. Елькина Волгоград.
Форма проведения: Уроки - зачёты Разработаны Шишкиной Мариной Николаевной Учителем МОУ «лицей 3» г. Гатчины Ленинградской области.
УМК для классов АВТОРЫ: Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И УМК для классов АВТОРЫ: Тихомирова С.А., Яворский Б.М. (базовый уровень)
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
« Физический эксперимент в познании окружающего мира »
Оптимальные пути реализации переходной программы по физике в 11 классе Мельнов М. А. Мельнов М. А. учитель физики учитель физики 1 квалификационная категория.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Муниципальное образовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Методическая разработка раздела образовательной программы « Законы.
Оптика. Свет.. Определение. Оптика (от др.-греч. πτική появление или взгляд) раздел физики, рассматривающий явления, связанные с изменением во времени.
Вопросы темы 1.Что и как изучает физика? 2.Научный метод познания. 3.Где используются физические знания и методы?
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
АВТОРЫ: Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, Ю.И. Дик и др. Учебно-методический комплект классы (базовый уровень) Компоненты УМК: Программа и поурочное планирование.
Фотоэффект. Законы фотоэффекта.. Завершение классической физики В конце XIX в. многие ученые считали, что развитие физики завершилось по следующим причинам:
Разделы 1.Тепловые явления (20%) – Нагревание (охлаждение) вещества – Сгорание топлива 2.Изменение агрегатных состояний вещества (16%) – Плавление (кристаллизация)
Подготовка к ГИА по физике Учитель МБОУ « СОШ 32» Макурова Е. В.
Транксрипт:

Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ и уже несколько лет успешно апробируется в школах Москвы, Нижнего Новгорода, Белгородской области, Республики Коми, Республики Саха ( Якутия ), а так же Тамбова и области. В основу курса помимо классических дидактических принципов ( целостность, систематичность и последовательность, вариативность и т. д.) положены также частно - методические ( генерализация, гуманитаризация, спиральность как сочетание цикличности и ступенчатости, интеграция и т. д.):

1. В соответствии с принципом целостности курс построен так, что уже в основной школе учащиеся получают знания обо всех классах физических явлений, у них формируются представления и о классической, и о современной физике. Соответственно курс является логически завершённым и позволяет сформировать первоначальные статистические и квантовые представления, а также представления о границах применимости классических теорий. 2. В соответствии с принципом систематичности и последовательности в содержании курса учитывается подготовка учащихся, полученная при изучении курса естествознания.

3. В соответствии с принципом вариативности учащийся имеет возможность выбрать собственную траекторию изучения курса. Для этого предусмотрена уровневая дифференциация. И в программе и в учебниках заложены два уровня изучения материала : обязательный, соответствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный. Предполагается, что учитель объясняет наряду с основным материал повышенного уровня, но проверку знаний осуществляет дифференцированно. Это позволяет использовать учебники не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях. К материалу 2- го уровня относятся : вывод некоторых формул ( формула линзы и др.), технические применения ( вогнутые зеркала, волоконная оптика ), исторические сведения, вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал.

4. В соответствии с принципом генерализации обычно материал каждого курса физики группируется вокруг стержневых идей и понятий. Анализ особенностей учебно - познавательной деятельности учащихся подросткового возраста показывает целесообразность группировки материала не вокруг фундаментальных физических теорий, а вокруг фундаментальных понятий ( энергия, взаимодействие, вещество, поле ). При этом предусматривается постепенный переход от эмпирического уровня познания к теоретическому.

5. В соответствии с принципом гуманитаризации в содержание курса включён материал, позволяющий осмыслить связь развития физики с развитием общества, исторический материал, материал мировоззренческого и экологического характера. 6. В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на разных уровнях в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями. 7. В соответствии с идеей интеграции к физическому материалу добавлен астрономический.

После этого в 7- м классе изучаются явления макромира, понимание которых не требует знаний о строении вещества, – темы « Движение и взаимодействие », « Звуковые явления », « Световые явления ». Вве дение Движение и взаимо- действие Звуковые явления Световые явления Схема 1. Курс физики 7- го класса

Нетрудно видеть, что в курсе 7- го класса отсутствует тема « Первоначальные сведения о строении вещества », она перенесена в 8- й класс, где непосредственно предшествует изучению тем, для объяснения которых требуются знания о строении вещества, – молекулярно - кинетическая теория, механические и тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел Гидро - и аэростатика Тепловые явления Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел Механические свойства твердых тел Изменение агрегатных состояний вещества Первоначальные сведения о строении вещества Тепловые явления Схема 2. Первая часть курса физики 8- го класса

Перед изучением электрических явлений рассматривается, причём с опорой на знания учащихся по химии, строение атома. На основе полученных знаний объясняются электростатические и электромагнитные явления, а также проводимость твёрдых тел и жидкостей. Таким образом, в 7–8- м классах учащиеся знакомятся с наиболее распространёнными и доступными для их понимания физическими явлениями – механическими, тепловыми, электрическими, звуковыми, световыми.

Электрические явления Строение атома Электростатически е явления Электромагнитные явления Схема 3. Вторая часть курса физики 8- го класса

В 9- м классе ещё больше повышается роль теории, хотя по своей сути курс физики остаётся экспериментальным. Здесь теория используется не только для объяснения явлений, но и для их предсказания, но главное – учащиеся знакомятся с теорией как с элементом физического знания. Структурные элементы теории обсуждаются прежде всего при изучении механики ( две темы : « Законы механики » и « Механические колебания и волны »). Предусмотрено изучение всех структурных элементов теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Знания по кинематике при этом повторяются и расширяются. Изучение механических колебаний позволяет показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создать базу для понимания процесса электромагнитных колебаний.

Второй раздел – « Электромагнитные явления », в котором изучаются магнитное поле тока и явление электромагнитной индукции. Затем следует раздел « Электромагнитные колебания и волны », включающий волновые свойства света. В разделе « Элементы квантовой физики » учащиеся знакомятся с явлением фотоэффекта, с планетарной моделью атома, строением атомного ядра и ядерной энергетикой, с некоторыми элементарными частицами. Содержание раздела направлено на формирование квантовых представлений. Завершается курс темой « Вселенная ». Структура курса физики 9- го класса представлена на схеме 4.

Схема 4. Курс физики 9- го класса Механика Электромагнитные явления Электромагнитные колебания и волны Механические колебания и волны Законы механики Эволюция квантовой механики Вселенная

Курс носит экспериментальный характер, большое внимание уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам, которые учащиеся могут выполнять как в школе, так и дома. Лабораторные работы дифференцированы : часть обязательна для всех, а часть выполняется теми, кто изучает курс на повышенном уровне.

В каждом классе предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при успешном усвоении основного материала и наличии времени. Они подобраны так, чтобы обобщать знания учащихся, либо всесторонне изучая одну тему, либо рассматривая избранные вопросы из разных тем. Учитель может предложить и свои темы. Дополнительные темы дифференцированы по уровням. Например, тема « Оптические приборы и их применение » изучается всеми учащимися, а темы « Свет и цвет в природе », « Зрительные иллюзии » – подготовленными, на повышенном уровне. Курс построен так, что его легко можно модифицировать на 3 ч / нед.

Разработано и поурочное планирование данного курса с образцами контрольных и практических работ, а также с подробными методическими рекомендациями к темам « Звуковые явления » и « Световые явления ». Очевидно, что преподавание этих тем семиклассникам требует применения методов и приёмов обучения, которые учитывают их уровень подготовки и возрастные особенности. В планировании представлена двухуровневая система заданий, которая позволит любому педагогу оптимально учесть особенности его школьников.

Приняты сокращения : ДЗ – домашнее задание ; задание – указаны по учебникам, задания по желанию обозначены жирным шрифтом ; со звёздочкой * – задания повышенной трудности ( они могут быть как обязательными, так и выполняться по желанию, – в зависимости от решения учителя ); ЛР – лабораторная работа ; КР – контрольная работа ; ККР – кратковременная контрольная работа ; КПР – кратковременная проверочная работа ; [ Л ] – Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач - 7–9 ( М.: Просвещение, 2000); ОСУ – основное содержание урока ; РТ – задания из рабочей тетради ; РеЗТ – решение задач типа.

В УМК входят издания, выпускаемые издательством « Дрофа » с 2002 г.: три учебника ( для 7- го, 8- го и 9- го классов общеобразовательной школы ; все имеют гриф « Допущено » МОиН РФ 2006 г.), а также методическое пособие, рабочая тетрадь и интерактивное приложение к каждому учебнику.