Стратегический план развития ОУ
глоссарий Идеальный образ или видение – сложившаяся в сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях ; образец наилучшего, наиболее совершенного состояния школы. Миссия – это принятие школьным коллективом и официально декларируемое решение об общем назначении ОУ, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели Культура организации – система представлений о способах деятельности и нормах поведения ; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов коллектива Ценности – общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты ; одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, дружба и т. д.
глоссарий СТРАТЕГИЯ ( др.- греч. στρατηγία « искусство полководца ») общий, недетализированный план какой - либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. С. как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. ТАКТИКА является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси « ресурсы - цель ».
Миссия Миссия – это принятие школьным коллективом и официально декларируемое решение об общем назначении ОУ, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели
Ключевые вопросы для определения миссии ОУ : 1. Для кого мы работаем и какого результата хотим добиться ? 2. Зачем наша школа нужна учредителю ? 3. Зачем наша школа нужна социуму ? 4. Зачем наша школа людям, которые в ней работают ?
Миссия школы отражает смысл ее существования Миссия всегда индивидуальна, уникальна, неповторима, в ней заключена ее основная изюминка. В то же время в миссии любого ОУ можно выделить : - Общие элементы ( то, что присуще назначению любой школы ) - Специфические ( то, что характерно для данного вида ОУ : гимназии, лицея …) - Уникальные ( то, что является уникальной миссией и назначением данной организации и отличает ее от всех других )
Функции миссии Внутренняя функция миссии состоит в создании « рамок », в которых можно принимать решения, касающиеся деятельности школы. Это и выбор профиля, выбора образовательных технологий в условиях противоречивых требований к содержанию и качеству подготовки выпускников со стороны социума, семьи, Вузов, рынка труда. Внешняя функция миссии дает социуму и партнерам четкое представление о том, в чем специфика и привлекательность данного ОУ. Гласно заявляя о своей миссии, школа как бы предъявляет потенциальным заказчикам образовательных услуг свою « визитную карточку ».
Факторы влияющие на формирование миссии ОУ Политика государства в области образования Требования и ожидания рынка по отношению к качеству подготовки выпускников Динамика изменений на рынке труда Динамика демографической ситуации Взгляды, убеждения, ценности учителей Особенности организации УВП в школе и используемые УМК Особая образовательная философия школы Состав учащихся ( соц паспорт школы ) Традиции и прошлый опыт школы
Анкета при формулировании миссии ( примерная ) 1) Каковы, по Вашему мнению, сильные и слабые стороны нашей школы, какие факторы больше всего способствуют успеху школы и какие меньше ? 2) Нарисуйте, пожалуйста, идеальную картину нашей школы, какой она должна через 5 лет. 3) Подумайте, что могут ждать от нашей школы родители и общественность ? 4) Что Вы считаете самым важным в нашей школе и о чем больше всего заботитесь ?
При работе над миссией необходимо учитывать : Историю школы : ее успехи и неудачи, опыт, традиционные виды деятельности, клиенты, окружающая среда Структуру школы : организационные основы, деловые коммуникации, функциональное взаимодействие Внутреннюю культуру школы : система ценностей, характер взаимоотношений
Культура организации Несмотря на то, что формально структура учебного заведения однотипна, правовые основания одинаковы две соседние школы все равно сильно отличаются друг от друга, поскольку у них разная система ценностей
Выводы : Миссия Основывается на видении идеального образа школы Выражает общие ценности и взгляды Связана с культурой школы Поддерживается всеми людьми, отвечающими за образовательный процесс Имеет определенные последствия для организации и стиля обучения Направляет процесс принятия решений и работу в школе Формулируется таким образом, чтобы можно было оценить, в какой степени школа полезна всем, кто с ней связан.
Вопросы Чем наша школа отличается от других ? В чем ее особенность, предназначение в социуме ? ( видение, миссия, ценности ) С какими проблемами школа сталкивается на своем пути ? ( анализ внутренней и внешней среды школы ) К достижению каких целей стремится школа ? Какими ресурсами для этого она располагает ? ( стратегический план ) Как добиться реализации стратегических целей ? ( оперативный план, проекты, целевые программы ) Чья помощь и поддержка нам необходимы ? ( социальное партнерство ) Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного ? ( эффективные педагогические команды )
II. Аналитический этап стратегического планирования 2.1 Анализ внешней среды ОУ Внешняя среда – это сфера, в которой ОУ осуществляет свою жизнедеятельность, совокупность « факторов влияния » вне образовательного ОУ. Внешняя среда состоит из : « дальнего окружения » ( влияния экономического прогресса, социального и культурного развития общества, экологии ) « ближнего окружения » ( рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельность конкурентов, социальных партнеров ) В условиях нашей страны важным фактором является анализ действий органов государственной власти, изучения документов федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием.
PEST – анализ ( анализ внешней среды ) ПОЛИТИКА + ( факторы )- ( факторы ) ЭКОНОМИКА +- СОЦИУМ +- ТЕХНОЛОГИИ +- ТРАДИЦИИ +-
Вопросы по каждому из выявленных положительных факторов 1) Какие полезные для нашей школы последствия может дать этот фактор ? 2) Как мы можем использовать новые возможности ? 3) Можно ли увеличить полезное влияние этого фактора на нашу школу ? 4) Если да, что именно и как мы должны для это сделать ?
Вопросы по каждому из выявленных отрицательных факторов 1) Какие неприятности, угрозы, ограничения для школы несет с собой данный фактор ( явление, событие )? 2) Можем ли мы своими силами ( или с внешней помощью ) противодействовать этому событию, уменьшить его влияние на школу или компенсировать его отрицательное воздействие другими, позитивными действиями ? 3) Если – да, что для этого надо сделать ? 4) Если – нет, как подготовить школу, учителей, учащихся, родителей к предстоящим неприятностям, чтобы они оказались менее неожиданными ? Ответы зафиксировать. Исходя из полученных результатов, вносятся необходимые поправки в работу школы.
SWOT- анализ системных изменений ( анализ внутренней среды ОУ ) СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫВОЗМОЖНОСТИ …… …… …… …… СЛАБЫЕ СТОРОНЫУГРОЗЫ …… …… …… ……
Вопросы по SWOT- анализу 1) Какие имеющиеся у ОУ сильные стороны могут быть усилены еще больше, и что для этого необходимо сделать ? 2) Какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно ? 3) Что нужно сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на ОУ и как научиться вовремя распознавать и использовать в интересах ОУ ? 4) Как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам ?
Стратегия достижения целей изменения характеристик деятельности ОУ с точки зрения : - Результатов - Технологий обучения - Организации - Структурных подразделений - Ресурсов через : - Оперативное планирование - Проектную деятельность - Целевые программы
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗадачиНорма тивно - правов ые Кадров ые Матер иально - технич еские Структ урные Научно - методи ческие Мотив ацонн ые Финан совые 1. … 2. … 3. … 4. … 5. …
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН ЗАДАЧ И Ожидаемые результаты Сроки реализаци и Исполни тели РесурсыПримечания
Конкретизация стратегического плана по стратегическим задачам Стратегическая задача 1 Зада чи Меропр иятия Сро ки Ожидаем ый результа т Индикат оры достиже ния результа та Отв етст венн ые Финан сиров ание Партн еры 1. … 2. … 3. … 4. … 5. … 6. …
КРИТЕРИИ ХОРОШЕГО ПЛАНА План должен соответствовать потребностям ОУ и требованиям внешней среды ; Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся ресурсах ( временных, финансовых, управленческих, человеческих ); Предполагаемые результаты должны быть четко определены ; Этапы плана должны формировать результаты, которые можно оценить качественно и количественно ; План должен определять четкие сроки для каждой фазы ; Хороший план должен стараться предусмотреть все возможные изменения среды