Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Advertisements

Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Агафонова Елена Евгеньевна Если угодно, язык – это океан. Можно черпать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Содержание 1.Устная и письменная речь.Устная и письменная речь. 2.Стили речи.Стили речи. 3.Типы речи.Типы речи.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Агафонова Е.Е. Содержание 1. Устная и письменная речь.Устная и письменная речь. 2. Стили речи.Стили речи. 3. Типы речи.Типы речи.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Транксрипт:

.

Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи

Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный

Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог ) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств )

Агафонова Е.Е. Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Цель - общение Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем, какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.

Агафонова Е.Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация, инверсия,параллелизм,риторический вопрос,об- ращение,умолчание,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.

. Художественный стиль речи 1.Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля. 2.Основная функция – эстетическая. 3.К средствамхудожественной выразительности относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ. 4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики,иногда – просторе- чий, диалектизмов,профессионализмов. 5.Тип речи – рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.

. Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко- торых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стиль Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных, журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья, рецензия, зарисовка, очерк,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.

Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ. 5.ПРИЗЫВНОСТЬ. 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж- на быть понятна всем. Чтобы воздействовать на воображение и чув- ства читателя, исполь- зуются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТА- ФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обста- новке ( сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель –сообщение, информирование. Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования.

Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые, служебные, производственные отношения. Цель использования – сообщение, информирование. Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования. 2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе- предписывающий характер. Языковые особенности. 1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2.Синтаксис – осложнённые простые предложения. 3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание. 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.

Агафонова Е.Е. Схема научного стиля речи Речевая ситуация : ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность и объективность

Стилистический эксперимент Задание : 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоз- дился) Соловей. С восхищением он( смотрел, уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием, бульканьем ). Но пришла осень.( Опали, отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль, и ( смолкла, заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов.

Агафонова Е.Е. Стилистический эксперимент Задание : 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор ?глазёнки 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок? Глаза. Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – cами знаете. И были гляделки : тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки, закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб.

1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г