Государственно-общественное управление в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Шимутина Елена Николаевна, директор Института развития государственно- общественного управления образованием Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием
ФЦПРО Примерное кол-во органов ГОУ Примерное кол-во органов ГОУ 100 УС (8 суб. РФ)98,5% (31 суб.)75,5% (РФ) 100% БС КПМО Регион. проекты Регион. проекты «Создание комплексной модели ГОУ» «Разработка НПБ и методической основы ГОУ» «Обеспеч. деятельности УС» «Разработкаа пробация и внедрение моделей ГОУ» «Мониторинг внедрения ГОУ и публичная отчетность» «Создание федеральной сети участников ГОУ» … «Разработка Пособия для членов школьных УС» «Разработка системы многомодульного обучения членов школьных УС» Внедрение системы государственно-общественного управления образованием в субъектах РФ Расширение общественного участия в управлении образованием «Разработка мер, обеспечивающих внедрение ГОУ в учреждениях ДО и НПО/СПО » Науч.-метод. обеспеч. создания рег.площадок для распространения моделей ГОУ
Мониторинг «Наша новая школа» Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно- общественного управления учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений), в том числе: 84,43 % - Совет образовательного учреждения53,71 % - Управляющий совет45,07 % - Попечительский совет20,86 % - Наблюдательный совет20,86 % - Иные, вместо предложенного12,14 % - одновременно действуют несколько форм государственно-общественного управления 51,45 %
Мониторинг «Наша новая школа» Доля образовательных учреждений (от общего числа общеобразовательных учреждений), в которых органы государственно-общественного управления принимают участие в разработке и утверждении: - основных образовательных программ68,06 % - программ развития общеобразовательного учреждения 74,25 % - иных нормативных правовых актов школы и программ 57,65 % - планов финансово-хозяйственной деятельности59,67 %
Мониторинг «Наша новая школа» Доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений) - 90,9 % 90,9 % при наличии технической возможности размещенный в сети Интернет 61,52 %
Управляющий совет в дошкольном образовательном учреждении (Мониторинг экономики образования, 2010)
Наиболее значимые эффекты деятельности управляющего совета 1.Система управления стала более открытой 2.Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3.Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения 4.Повысилась прозрачность расходования средств 5.Уменьшилось число конфликтов 6.Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения 7.Другое
Проблемы Формализм и имитация Недостаточный уровень освоения стратегических полномочий Не развито вертикальное и горизонтальное взаимодействие Низкая компетентность общественных управляющих
Уровень информированности (знаний) общественных управляющих по тем аспектам деятельности школы, которые являются предметом внимания управляющего совета, % ФЦПРО «Создание федеральной сети подготовки участников органов ГОУ в образовательных учреждениях, информационного и консультационного сопровождения их деятельности»
Динамика уровней сформированности готовности общественных управляющих к деятельности в управляющих советах ФЦПРО «Создание федеральной сети подготовки участников органов ГОУ в образовательных учреждениях, информационного и консультационного сопровождения их деятельности»
Закон РФ от «Об образовании» «Родители…имеют право …принимать участие в управлении образовательным учреждением» (п. 1 ст. 52) «Обучающиеся имеют право …на участие в управлении образовательным учреждением» (п. 4. ст. 50) «Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением…» (п. 1 ст. 55)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект). Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией; Статья 25. Управление образовательной организацией К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации.
Образовательная политика Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Федеральная целевая программа развития образования на годы. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация региональных систем общего образования Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (проект)
«Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации» «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» «…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства» «…будет обеспечено широкое внедрение общественно- государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)»
Федеральная целевая программа развития образования на годы 1. Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" «создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования»
Повестка дня образовательной политики Новые стандарты образования Формы индивидуализации образования Поддержка талантов Образовательная среда Самостоятельность (новые организационно-правовые формы) Новая модель финансирования (муниципальное задание) Здоровье обучающихся Межкультурная коммуникация Коррупция и «поборы» «Место» для ГОУ разработка и утверждение программ развития согласование образовательных программ планирование и контроль бюджета организации участие в формировании муниципального задания регулирование сферы платных услуг (шире – договорных отношений) контроль качества условий обучения общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи …..
Новые стандарты стандарты образования - общественный договор, стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования ( Концепция ФГОС РАО)
Алгоритм действий по введению ФГОС в школе создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС оценка готовности ОУ к введению в ФГОС изучение и формирование социального заказа участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП информационная поддержка формирование общественного мнения содействие развитию материально-технического оснащения внесение предложении по корректировке программы развития.
При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль за введением ФГОС. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования. Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования. «Обеспечение порядка введения ФГОС»
Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе Этап 1: создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Заместитель Министра образования и науки РФ И.М. Реморенко С введением нового стандарта родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся,… и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми – это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
Вопросы круглого стола: возможности ФГОС для реализации общественного заказа на образование; потенциал ГОУ в обеспечении эффективного введения ФГОС и механизмы его использования; открытая модель разработки и согласования основной образовательной программы; договор о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями: содержательные и правовые аспекты разработки и заключения; общественный контроль и оценка качества при введении ФГОС; использование общественных ресурсов в обеспечении условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования; механизмы информирования и обратной связи с родителями при введении ФГОС; организация сетевого взаимодействия регионов, реализующих эффективные модели ГОУ внедрением и реализацией ФГОС
заходите на сайт пишите письма Приглашаем к сотрудничеству! Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием
2IjY&feature=youtu.behttp:// 2IjY&feature=youtu.be
Предложения участников Круглого стола в резолюцию: рекомендовать Министерству образования и науки России на основе имеющегося опыта подготовить и направить в субъекты РФ методические рекомендации по вопросам обеспечения государственно-общественного характера управления внедрением и реализацией ФГОС; инициировать создание открытого сетевого сообщества регионов, реализующих эффективные модели государственно-общественного управления внедрением и реализацией ФГОС (рассмотреть возможности поддержки на федеральном уровне его деятельности и распространения результатов) рекомендовать региональным и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, организовать семинары для общественных управляющих – членов органов государственно-общественного управления образованием, по вопросам введения ФГОС инициировать создание информационно-консультационного сервиса, размещение в сети Интернет информационно-просветительских материалов для населения по вопросам введения ФГОС