Здоровье человека - первостепенная тема XXI века Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой, в которой он живет.
Ребенок от 6 до 17 лет пребывает в учреждениях образования более 70% времени бодрствования.
ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и возможностям школьников;
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Интенсификация учебного процесса; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
«Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность Субъект-субъектные взаимоотношения Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех Активность
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты.