История дизайна «Дизайнерские поиски Макса Билла» Фокина Евгения Фокина Евгения 21 гр. тех. фак. 21 гр. тех. фак.
Биографические сведения Макс Билл родился в Швейцарии в 1908 году. Окончил художественно- промышленную школу в Цюрихе (1927), затем учился в Баухаузе в Дессау ( ). В 1932 годах входил в парижскую художественную группу "abstraction-creation" ("абстрактное творчество"). Был одним из ведущих деятелей Швейцарского Веркбунда. Преподавал в Школе прикладного искусства в Цюрихе. Макс Билл родился в Швейцарии в 1908 году. Окончил художественно- промышленную школу в Цюрихе (1927), затем учился в Баухаузе в Дессау ( ). В 1932 годах входил в парижскую художественную группу "abstraction-creation" ("абстрактное творчество"). Был одним из ведущих деятелей Швейцарского Веркбунда. Преподавал в Школе прикладного искусства в Цюрихе. С 1951 Билл руководил Высшей школой формообразования в Ульме (ФРГ), вошедшей в историю дизайна как Ульмская школа. Он - автор ее архитектурного комплекса, в котором воплощены идеалы функционализма середины XX века. Педагогическая концепция Билла явилась продолжением идей Баухауза о новом единстве искусства и техники. Среди первых приглашенных им преподавателей были прежние педагоги Баухауза - И. Иттен, И. Альберс и другие. В дальнейшем Билл - профессор Государственной академии изобразительного искусства в Гамбурге. Занимал высокие выборные должности в швейцарском парламенте. Один из лидеров европейского абстрактного искусства. С 1951 Билл руководил Высшей школой формообразования в Ульме (ФРГ), вошедшей в историю дизайна как Ульмская школа. Он - автор ее архитектурного комплекса, в котором воплощены идеалы функционализма середины XX века. Педагогическая концепция Билла явилась продолжением идей Баухауза о новом единстве искусства и техники. Среди первых приглашенных им преподавателей были прежние педагоги Баухауза - И. Иттен, И. Альберс и другие. В дальнейшем Билл - профессор Государственной академии изобразительного искусства в Гамбурге. Занимал высокие выборные должности в швейцарском парламенте. Один из лидеров европейского абстрактного искусства.
Творческие и педагогические концепции Творческие и педагогические концепции Билла наиболее ярко воплотились в программе Ульмской школы. В основе программы лежало понимание формообразования как творчески- гуманитарного и синтезирующего процесса, концептуально связанного с рационально-эстетической теорией дизайна. Согласно этой теории, насколько органично человек формирует окружающий его предметный мир, настолько органично данный мир сам воздействует на человека. Поэтому проектирование есть двойной вид деятельности: определение и корректирование воздействия на человека сложившейся среды и дальнейшее развитие этой среды с учетом основных целей человеческого существования. Таким образом, соединяются отражательная и преобразовательная роли искусства, частью которого является и дизайн. Творческие и педагогические концепции Билла наиболее ярко воплотились в программе Ульмской школы. В основе программы лежало понимание формообразования как творчески- гуманитарного и синтезирующего процесса, концептуально связанного с рационально-эстетической теорией дизайна. Согласно этой теории, насколько органично человек формирует окружающий его предметный мир, настолько органично данный мир сам воздействует на человека. Поэтому проектирование есть двойной вид деятельности: определение и корректирование воздействия на человека сложившейся среды и дальнейшее развитие этой среды с учетом основных целей человеческого существования. Таким образом, соединяются отражательная и преобразовательная роли искусства, частью которого является и дизайн.
Концепции дизайна Как дизайнер-практик Билл разработал серии рекламных плакатов для швейцарских кондитерских фабрик, проектировал бытовые электроприборы, настенные часы для офисов, мебель; много занимался дизайном выставок. Как дизайнер-практик Билл разработал серии рекламных плакатов для швейцарских кондитерских фабрик, проектировал бытовые электроприборы, настенные часы для офисов, мебель; много занимался дизайном выставок. С Биллом связано широкое развитие так называемых морфологических методов формообразования. Главная цель деятельности дизайнеров, по его мнению, - достичь внутреннего единства многомерной окружающей среды. Морфологический подход позволяет систематизировать в формообразовании проявления здравого смысла и разума. С Биллом связано широкое развитие так называемых морфологических методов формообразования. Главная цель деятельности дизайнеров, по его мнению, - достичь внутреннего единства многомерной окружающей среды. Морфологический подход позволяет систематизировать в формообразовании проявления здравого смысла и разума. Во многом дизайнер полагался на цвет. Именно цвет позволяет работам Макса Билла оживать, приобретать объем и равновесие. И именно цвет делает графику дизайнера столь необычной и полной неизъяснимого магнетизма. В работе с цветом Билл не знал рамок и ограничений. Во многом дизайнер полагался на цвет. Именно цвет позволяет работам Макса Билла оживать, приобретать объем и равновесие. И именно цвет делает графику дизайнера столь необычной и полной неизъяснимого магнетизма. В работе с цветом Билл не знал рамок и ограничений.
Цветовые экзерсисы Макса Билла
Тема времени Одна из излюбленных тем Макса Билла время. Эта тема не переставала занимать его на протяжении нескольких десятилетий. Апогеем его увлеченности темой времени стало сотрудничество с часовой компанией Junghans, по заказу которой Билл разработал и воплотил в жизнь коллекцию наручных и настенных часов, названных его именем. Эти коллекции с успехом выпускались с 1962 года, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Однако с середины 1990-х годов компания Junghans вновь взялась за производство и реализацию этих моделей, и они остаются востребованными, несмотря на высокую цену (около 500 долл. за экземпляр). Как и все, что создавал Билл, эти часы отличаются элегантной простотой и удобством в использовании. Одна из излюбленных тем Макса Билла время. Эта тема не переставала занимать его на протяжении нескольких десятилетий. Апогеем его увлеченности темой времени стало сотрудничество с часовой компанией Junghans, по заказу которой Билл разработал и воплотил в жизнь коллекцию наручных и настенных часов, названных его именем. Эти коллекции с успехом выпускались с 1962 года, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Однако с середины 1990-х годов компания Junghans вновь взялась за производство и реализацию этих моделей, и они остаются востребованными, несмотря на высокую цену (около 500 долл. за экземпляр). Как и все, что создавал Билл, эти часы отличаются элегантной простотой и удобством в использовании.
Конкретное искусство Макса Билла Макса Билла называли виртуозом типографской системы измерения, он работал точно в соответствии с данными условиями наборного материала. Неудивительно, что Билл начал создавать свои первые картины, основанные полностью на геометрической основе, использовать наиважнейшие пока еще «абстрактные» сетки для типографских проектов. В некоторых работах Билла, этот принцип прослеживается еще в тридцатые годы. Сетка 2 на 4 квадрата формирует основу спроектированного им здания его собственной студии в Цюрихе. Макса Билла называли виртуозом типографской системы измерения, он работал точно в соответствии с данными условиями наборного материала. Неудивительно, что Билл начал создавать свои первые картины, основанные полностью на геометрической основе, использовать наиважнейшие пока еще «абстрактные» сетки для типографских проектов. В некоторых работах Билла, этот принцип прослеживается еще в тридцатые годы. Сетка 2 на 4 квадрата формирует основу спроектированного им здания его собственной студии в Цюрихе.
Плакат и геометрическая схема плаката
Плакат компании для выставки «exposition», Швейцария, 1932 г.
Плакат для выставки, Швейцария, 1960 Геометрическая схема шрифта max bill
Заключение Макс Билл - одна из ключевых фигур в мировой теории и педагогике дизайна. Его многогранная творческая деятельность неоднократно оценивалась и трактовалась в художественной критике и научных исследованиях. Макс Билл - одна из ключевых фигур в мировой теории и педагогике дизайна. Его многогранная творческая деятельность неоднократно оценивалась и трактовалась в художественной критике и научных исследованиях. Макс Билл был мастером создания иллюзий восприятия светлого и темного, достигаемых наложением друг на друга линий, полос, квадратов, треугольников. Он добивался эффектов компрессии, сгущения белого цвета или мог создать иллюзию черноты на основе какого-либо определенного цвета. За десятилетия практической работы художник стал одним из признанных лидеров швейцарского и мирового геометризма, заметно повлиявшим на становление визуальной культуры второй половины века. Его талант педагога проявился в создании в е годы Ульмской школы в Германии. Макс Билл был мастером создания иллюзий восприятия светлого и темного, достигаемых наложением друг на друга линий, полос, квадратов, треугольников. Он добивался эффектов компрессии, сгущения белого цвета или мог создать иллюзию черноты на основе какого-либо определенного цвета. За десятилетия практической работы художник стал одним из признанных лидеров швейцарского и мирового геометризма, заметно повлиявшим на становление визуальной культуры второй половины века. Его талант педагога проявился в создании в е годы Ульмской школы в Германии.