Актуальность: Образование это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. Альберт Эйнштейн.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Актуальность: Следовательно, каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса..
«Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции».
К основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие: 1. Внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы. 2.Систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения. 3.Наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности. 4. Проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач. 5.Включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.
Для реализации общественно – и личностно обусловленные целей требуется решить следующие задачи: организовать процесс обучения таким образом, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному добыванию знаний и овладению умениями и навыками; выработать у учащихся способность и потребность действовать самостоятельно; способствовать развитию познавательных сил учащихся.
Обучение самостоятельной деятельности можно разделить на несколько этапов: 1. Наблюдение, измерение, сравнение и составление алгоритма измерений уже в процессе работы в группах. 2. Самостоятельное планирование эксперимента и работа с гипотезами 3. Самостоятельное планирование деятельности учащимся. 4. Формирование умения самостоятельно добывать знания с помощью учебной деятельности. 5. Проектная деятельность
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения.
Методы проблемного обучения: 1.проблемное изложение 2. частично-поисковые 3. исследовательские методы
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при самостоятельном обучении.