ЕГЭ ПО ИСТОРИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 2010 ГОДУ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 2010 ГОДУ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
СТРУКТУРА ЕГЭ ЧАСТЬ А 27 заданий с выбором ответа, проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом. 27 заданий с выбором ответа, проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.
СТРУКТУРА ЕГЭ Часть 2 (В) 15 заданий ( в 2009 г. было 11 заданий) с открытым кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания – до 2-х баллов каждое, 11 заданий -1 балл. Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. 15 заданий ( в 2009 г. было 11 заданий) с открытым кратким ответом (слово, аббревиатура, сочетание цифр). Задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания – до 2-х баллов каждое, 11 заданий -1 балл. Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
СТРУКТУРА ЕГЭ Часть 3 (С) 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности: 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности: С1–С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); вес каждого задания – 2 балла; С1–С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); вес каждого задания – 2 балла;
СТРУКТУРА ЕГЭ Часть 3 (С) С4–С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. С4–С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала; С4 предполагает представление общей характеристики, систематизацию материала; С5 – анализ исторических версий и оценок; С5 – анализ исторических версий и оценок; С6 – анализ исторической ситуации; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение. С7 – сравнение.
Распределение заданий по основным разделам курса истории России Разделы курса истории России Числозаданий Максимальный первичный балл VIII-начало XVIIвв. 33 XVII – XVII вв. 44 А1,А8,В1-В3 VIII-начало XVII; XVII – XVII вв. 56 XIX в гг гг Задания части С (не закреплены за определенным разделом) 721
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году ГОД Средний балл в СПб Средний балл в РФ Ниже порога (менее 31 баллов) в СПб Ниже порога (менее 31 баллов) в РФ ,8649,47 11,81 % 9,25% , ,37 % 8,7 %
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году Категория участников Явилось Средний балл Ниже порога (менее 31 баллов) Выпускники текущего года ,67487(10,41%) Выпускники НПО 36836, (32,69%) Выпускники прошлых лет 52048,30 50 (9,6%) Итого по Санкт– Петербургу ,86657 (11,81%) По РФ ,479,25%
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году Разделы курса истории России Процент правильных ответов 2010 г. VIII-начало XVIIвв. 62,12% XVII – XVII вв. 58,30% XIX в. 52,05% гг. 59,26% гг. 55,71% гг. 59,67% Средний процент выполнения 55,70%
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году Рейтинг успешности выполнения заданий различных типов части А % ВЫПОЛНЕНИЯ Знание понятий 59,95% Знание дат 58,30% Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений 58,22% Знание фактов 57,60% Знание причин и следствий 55,78% Умение извлекать информацию из источника 55,58%
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году Рейтинг успешности выполнения заданий различных типов части В % ВЫПОЛНЕНИЯ История России VIII- XVIII в.36,48% История России XIXв.35,79% История России гг41,94% История России гг34,88%
Результаты ЕГЭ в Санкт–Петербурге в 2010 году Рейтинг успешности выполнения заданий различных типов части В (ПО УМЕНИЯМ) (ПО УМЕНИЯМ) % ВЫПОЛНЕНИЯ Умение извлекать информацию из источника 48,51% Задания на систематизацию фактов и понятий 41,66% Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений процессов 27,97% Задание на установление последовательности 27,29% Средний процент выполнения заданий В1 – В11 36,96%
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С1 С1 Анализ источника (характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника)045,21 124,39 230,40 С2 С2 Анализ источника (выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте)0 30, , ,15
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С 3 С 3 Анализ источника (анализ позиции автора и участников, описываемых в источнике событий)0 32, , ,80
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С 4 С 4 Задание на обобщённую характеристику, систематизацию исторического материала0 50, , ,92 3 9, ,91
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С 5 С 5 Задание на анализ исторических версий и оценок0 50, , , ,23
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С 6 С 6 Задание на анализ исторической ситуации0 49, , , , ,11
Выполнение заданий части С Критерий оценки заданияБАЛЛПроцент выпускников С7 С7 Задание на сравнение (выявление общего)0 64, , ,29 С7 С7 Задание на сравнение (выявление различий)0 62, , ,87
темы курса, требующие особого внимания при организации учебного процесса история культуры IX-XX вв. история культуры IX-XX вв. история России XIX в. история России XIX в. внешняя политика советского государства в 1920– 1930-е гг. внешняя политика советского государства в 1920– 1930-е гг. героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, тыл в годы войны, идеология и культура в годы войны героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, тыл в годы войны, идеология и культура в годы войны внешняя и внутренняя политика СССР во второй половине XX в. внешняя и внутренняя политика СССР во второй половине XX в. Россия в 90-е - начале XXI в.: становление новой российской государственности; переход к рыночной экономики; политическое, экономическое и культурное развитие современной России Россия в 90-е - начале XXI в.: становление новой российской государственности; переход к рыночной экономики; политическое, экономическое и культурное развитие современной России
Недостаточно сформированы умения Часть В рассматривать события, явления с учетом хронологической последовательности, этапности рассматривать события, явления с учетом хронологической последовательности, этапности Группировать факты, указывать характерные признаки явлений, процессов Группировать факты, указывать характерные признаки явлений, процессов Часть С давать обобщённую характеристику исторических событий и явлений давать обобщённую характеристику исторических событий и явлений сравнивать события и ситуации, определяя общее и особенное сравнивать события и ситуации, определяя общее и особенное
Причины недостаточное внимание учителей основной и старшей школы к вопросам, которые по итогам ЕГЭ вызывают у учащихся трудности: раскрытие причинно- следственных связей, определение характерных черт событий, явлений, процессов, атрибуция документа; недостаточное внимание учителей основной и старшей школы к вопросам, которые по итогам ЕГЭ вызывают у учащихся трудности: раскрытие причинно- следственных связей, определение характерных черт событий, явлений, процессов, атрибуция документа; слабая подготовка учащихся в основной школе; слабая подготовка учащихся в основной школе; дефицит учебного времени дефицит учебного времени уровень методической подготовленности педагогов уровень методической подготовленности педагогов
Рекомендации Ориентировать учебный процесс на требования государственного образовательного стандарта и строго соблюдать режим прохождения школьных программ по истории. В старших классах по структуре курсов истории целесообразно следовать рекомендациям Примерной (типовой) программы Министерства образования РФ (2004 г.). Не допускать сокращения часов курса Всеобщей истории, поскольку это ведет к проблемам в знаниях вопросов внешней политики, особенностей развития России и т.д.
Рекомендации При изучении курсов истории в основной школе вводить тестовые технологии, элементы заданий, идентичные заданиям части С ЕГЭ. Планировать систематический контроль за уровнем обученности учащихся. Соблюдать нормативы выставления отметок При изучении курсов истории в основной школе вводить тестовые технологии, элементы заданий, идентичные заданиям части С ЕГЭ. Планировать систематический контроль за уровнем обученности учащихся. Соблюдать нормативы выставления отметок Шире использовать потенциал информационно- коммуникативных технологий, мультимедийных информационных объектов различных типов при проведении уроков, занятий элективных курсов, консультаций при подготовке к ЕГЭ. Шире использовать потенциал информационно- коммуникативных технологий, мультимедийных информационных объектов различных типов при проведении уроков, занятий элективных курсов, консультаций при подготовке к ЕГЭ.
Рекомендации В старших классах активно использовать опережающие задания. К ним можно отнести проектную деятельность учащихся, сообщения (презентации) о наиболее значительных событиях или деятельности исторической личности и др. В старших классах активно использовать опережающие задания. К ним можно отнести проектную деятельность учащихся, сообщения (презентации) о наиболее значительных событиях или деятельности исторической личности и др. В ходе индивидуальных заданий, на уроках тематического обобщения, при итоговом, обобщающем повторении обратить внимание на формирование умений письменной фиксации знаний В ходе индивидуальных заданий, на уроках тематического обобщения, при итоговом, обобщающем повторении обратить внимание на формирование умений письменной фиксации знаний
Рекомендации Информировать в обязательном порядке всех учащихся выпускных классов, родителей о требованиях, содержании, процедуре проведения ЕГЭ по истории, а также о результатах экзамена в 2010 г. Информировать в обязательном порядке всех учащихся выпускных классов, родителей о требованиях, содержании, процедуре проведения ЕГЭ по истории, а также о результатах экзамена в 2010 г. Обновить УМК по истории в соответствии с требованиями стандарта, Примерной программы МО РФ (2004 г.), Федерального перечня учебников 2010, 2011 гг. Обновить УМК по истории в соответствии с требованиями стандарта, Примерной программы МО РФ (2004 г.), Федерального перечня учебников 2010, 2011 гг.
Рекомендации Совершенствовать методику преподавания с учётом систематического формирования на уроках истории знаний, умений и навыков учащихся. Включать в канву уроков при проверке знаний и умений учащихся задания идентичные заданиям ЕГЭ по истории. В этой связи особое внимание следует уделить повторительно-обобщающим, зачетным (итоговым) урокам и урокам по предэкзаменационному повторению. Обязательно организовывать работу с историческими источниками с использованием различных заданий, в том числе идентичных ЕГЭ Совершенствовать методику преподавания с учётом систематического формирования на уроках истории знаний, умений и навыков учащихся. Включать в канву уроков при проверке знаний и умений учащихся задания идентичные заданиям ЕГЭ по истории. В этой связи особое внимание следует уделить повторительно-обобщающим, зачетным (итоговым) урокам и урокам по предэкзаменационному повторению. Обязательно организовывать работу с историческими источниками с использованием различных заданий, в том числе идентичных ЕГЭ
Спасибо за Внимание!