Э КЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ П СИХОЛОГИЯ Выполнил студент второго курса, специальности Теология, Наумова Виктория
О ГЛАВЛЕНИЕ Основное определение. Истоки. Экзистенциальная психотерапия Понимание мира Понимание времени Понимание человека Чувство вины Экзистенциальная психотерапия в России
О ПРЕДЕЛЕНИЕ Экзистенциальная психология направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.
И СТОКИ На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.
С ЕРЕН К ЬЕРКЕГОР ( ) Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уник альной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.
Э КЗИСТЕНЦИЯ Существование (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo выступаю, появляюсь, выхожу, появляюсь, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта сущности. В отличие от термина «бытие», термин «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как термин «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека.
М АРТИН Х АЙДЕГГЕР Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Ж АН -П ОЛЬ С АРТР Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Э ДМУНД Г УССЕРЛЬ В основе переживаний сознания лежит восприятие, то есть «живо-телесное актуальное» чувственное созерцание. Восприятие это «основополагающий», «праисконный» опыт, «первозданно, из самого источника дающее видение», основание и обоснование всякого познания. Восприятие «первозданно», немодифицировано;воспомина ние о чём- либо, воображение чего- либо, знак чего-либо его модификации, так как должны иметь в своей основе восприятие этого чего-либо.
В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются: Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера. Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса. Dasein-анализ (дазайн-анализ) Алисы Хольцхей-Кунц. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.
Э КЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Экзистенциальная психотерапия - (англ. existential therapy ) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе). Согласно Генри Элленбергу, экзистенциальная психотерапия - это приложение некоторых экзистенциальных понятий к психотерапии.
Р ОЛЛО М ЭЙ Мэй считал недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Он был убежден, что человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть и как складывается его жизненный путь. «С судьбой нельзя не считаться, мы не можем просто стереть ее или заменить чем-то другим»- писал психолог.
П ОНИМАНИЕ МИРА Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя.
П ОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени - оно есть "сердце существования"; отличительная особенность переживаний человека. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания "расшатывают" позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.
П ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является "понимание человека как бытия", понимание "человека-в-его-мире". Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, "Человек по- настоящему становится человеком только в момент принятия решения".
Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях): отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности; вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность до конца понять потребности других людей и удовлетворить их. вина сепарации от природы в целом, или, иначе - онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.
Э КЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В Р ОССИИ В России и на постсоветском пространстве экзистенциальная психотерапия со второй половины 80-х ХХ века и в начале XXI века получила активное развитие и распространение. Среди знаковых событий того времени можно назвать визиты в Россию Виктора Франкла(в марте 1987 года), и Карла Роджерса (в сентябре-октябре 1986 года).
С середины 90-х г.г. в России и на постсоветском пространстве формируются первые регулярные образовательные проекты по экзистенциально- гуманистической психотерапии, среди которых Высшая Школа гуманитарной психотерапии (с 1994 г. в Москве), Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп (с 1995 г. в Санкт-Петербурге), Восточно- европейская школа экзистенциальной психотерапии (с 1996 г. в Бирштонасе). В результате образовательной деятельности подобных проектов и развития профессиональных сообществ, на сегодня в России сформировался достаточно большой круг специалистов, практикующих экзистенциальную психотерапию.