НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ:
Какие качества вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье … Федеральный государственный образовательный стандарт о новом образовательном результате РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат результаты «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Какие качества Вы хотите видеть у своего ребЁнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Сравните с тем, что в ответ на этот вопрос называют в любой аудитории от Камчатки до Калининграда уже 8 лет Сравните с тем, как всЁ это называется во ФГОС! Совпадают ли государственный и социальный заказы к школе? Это ли не «мечта»! Самое главное!!! Новый результат теперь будут проверять. Требования ФГОС к системе оценки порождают новые задания на проверку действий! Они уже сделаны в начальной школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ
Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? Цель Методи- ческий аппарат Подача матери- ала (текст) СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний Объяснить всё так, чтобы ученик понял и запомнил Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебник Учебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнёры в деятельности Новая развивающая цельДиагностичностьТехнологичность
7 Главное средство достижения целей – работа с ПРОДУКТИВНЫМИ заданиями Осмысли цель задания (что надо сделать?). Найди нужную информацию (текст, рис…). Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…). Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».). Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. За что на твой взгляд люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.) Перескажи текст о Петре I. =
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В XXI ВЕКЕ ВОЗРАСТАЕТ Предположим, вы захотели купить мобильный телефон. Будем ли мы, как нас учили раньше, внимательно читать все? НЕТ, В ВЕК ИНФОРМАЦИИ ВОСТРЕБОВАНО УМЕНИЕ ИСКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД). 80 млн. страниц (!) Где же в них содержится истина?
Обычный учебник дети должны «съесть» целиком, правда, выйдя из класса, они его часто «выплёвывают». 9 В нашем учебнике дети выбирают то, что им интересно. Надеемся, что они лучше усвоят то, что сами выбрали. О каком принципе работы с содержанием учебника идёт речь?
В русском языке и математике принцип минимакса используется иначе Сначала изучается минимум, а потом (если осталось время и уровень класса позволяет) – максимум.
11 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы
Как строился урок традиционно? СТРУКТУРА урока изучения НОВОЙ ТЕМЫ 1.Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные. 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают. 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии. Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием. 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы. 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе. 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель. Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Урок по новым стандартам технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока. 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение.. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния. технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий.) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаём вопросы автору, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание. 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме, и определяют пути решения, поиска нового. Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НУЖЕН НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ЭТО ОЧЕРЕДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ? ФГОС 2009, 2010, 2012 гг. «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат образования»
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ: СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели - «как лучше», получилось - «как всегда»