Постовалова Г.М., г.Ноябрьск
Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Династия дала отечественной культуре несколько поколений художественных деятелей. Родоначальником ее был Егор Иванович Маковский - бухгалтер по профессии, коллекционер и страстный любитель искусства. Эта любовь передалось ему от отца Ивана Борисовича Маковского, интересовавшегося архитектурой. При его активном участии был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния.
Трое сыновей Егора и Любови Маковских - Константин, Владимир, Николай, а также дочь Александра стали художниками, вторая дочь Мария - певицей. Главным свидетельством необыкновенно демократичной, широкой, свободной духовной атмосферы, царившей в семье Маковских, является факт рождения в ней двух творческих антиподов - Константина и Владимира. Оба они оказались в самом центре полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство во второй половине XIX столетия. Маковский Владимир ЕгоровичМаковский Константин Егорович
Начало пути Константин родился в Москве в семье Е.И.Маковского, художника и одного из организаторов Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества, которое Константин окончил в 1857 году.
Начало пути Продолжил обучение в Петербургской Академии Художеств, где скоро выявил свою высокую одаренность: за первую свою историческую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» получил в 1862 году Малую золотую медаль.
Товарищество Передвижных Художественных Выставок Формально не окончил Академию, т.к. в 1863 году принял участие в «бунте четырнадцати», но через несколько лет удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии Художеств. В 1870 году стал членом-соучредителем Товарищества Передвижных Художественных Выставок.
Жанровая живопись Крупный мастер портрета, особое внимание Маковский уделял жанровой живописи, написав огромное количество человеческих типажей, сценок народного быта («Бедные дети», «Наставление матери», 1869; «Дети, бегущие от грозы», 1872; «Селедочница», 1867), среди которых лучшей по праву считается картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869).
Придав жанровой зарисовке невиданный монументальный размах, художник представил в масленичном гулянии «образ всего Петербурга».
Исторический жанр В конце 1870-х годов в творчестве Маковского наметился поворот к уходу от тем современности. Его любимым жанром стал исторический, воплощенный в картинах из русской жизни XVI-XVII веков («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1885; «Смерть Иоанна Грозного», 1889), принесших автору награды и международное признание. Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова) Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем