ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак
Причины возникновения теории проблемного обучения: 1. Потребности самого учебного процесса (обучение - бинарный, двусторонний процесс). 2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.
МОТИВЫ Непосредственное побуждение (учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.) Традицион ное обучение Интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок) Проблем ное обучение
Что же такое технология проблемного обучения?
Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традицион- ные Поста- новки проб- лемы Побужда- ющий от проблем- ной ситуации диалог Подводя- щий к теме диалог Сообще- ние темы с мотиви- рующим приемом Сообщение темы поиска реше- ния Побужда- ющий к выдвиже- нию и проверке гипотез диалог Подводя- щий от проблемы диалог Подводя- щий без проблемы диалог Сообщение знаний
Виды диалога: Побуждающий Подводящий.
НА ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Структура диалога Побужде- ние к выдвиже- нию гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общее побужде- ние -Какие есть гипотезы? -Согласны с этой гипотезой? Почему? -Как можно проверить эту гипотезу?
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Проблемно- диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !