Учитель ИЗО,МХК. МАОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г
Ученье – свет, а неученье – тьма «Ученье – свет, а неученье – тьма» – эта известная всем пословица как нельзя лучше подходит для описания событий, происходящих на Руси после принятия христианства. Не случайно слова «свет» и «просвещение» имеют общий корень: новая, светлая вера принесла с собой иную культуру, мировоззрение, неизвестные ещё сочинения, византийские литературные произведения и главное – образование и грамотность.
Конечно, письменность на Руси существовала задолго до принятия христианства. Уже в начале IX века использовались буквы, называемые резами – до появления берестяных грамот их вырезали на деревянных дощечках. Для письма требовались тонкие, острые деревянные палочки – писала. Грамотность в те времена была не так необходима и развита на бытовом уровне – для записок и надписей на предметах быта. Ученье – свет, а неученье – тьма
Начало образования на Руси Принятие нового вероисповедания и мировоззрения, коренным образом изменяющего все представления о жизни, длилось даже не годы, а целые века. Для распространения христианской веры и образования было недостаточно одних византийских священников: требовались собственные учебные заведения, и князь Владимир Святой принимает решение об открытии первых школ. Обучение грамоте. Миниатюра из "Жития Антония Сийского" XVII в.
Школа XIV в. Миниатюра из "Жития Сергия Радонежского". Фрагмент. Конец XVI в. Начало образования на Руси
Создание славянской азбуки Распространение христианства на Руси стало возможным благодаря деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку. На Руси появилась собственная литература, первые исторические сочинения, летописи… Кирилл и Мефодий Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские»; Памятник Кириллу и Мефодию в Москве, расположенный на Лубянском проезде, недалеко от станции метро «Китай-город».
Житие Кирилла и Мефодия В городе Солуне, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божий... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия". Именно им принадлежит заслуга создания в 863 г. славянской азбуки – событие, культурное значение которого для славянских народов – болгар, русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов – трудно переоценить.
Кириллица или глаголица? Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науке...
Древнерусская рукописная книга Летописец. Книжная миниатюра Древнерусская рукописная книга XIII в. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь.
Пергамен, чернила, гусиное перо... Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! Для сохранности книги «одевали» в переплет из кожи и дерева и украшали книжным окладом своего рода суперобложкой.
Устав, титло, заставка... На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был "устав" – с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный "устав" сменил "полуустав" с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать "скорописью" – плавно соединяя соседние буквы. В XVI-XVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом – вязью. Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Устав, титло, заставка...
Особенностью древнерусской литературы является отсутствие поэзии и многих светских жанров. С появлением новой веры и письменности люди стремились выразить свою точку зрения на события, происходящие в стране, подчеркнуть истинность христианской религии. Поэтому создавались произведения либо сугубо религиозного, либо исторического или поучительного содержания. Одним из первых литературных творений Руси стало «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона. Появились жития святых, поучения, летописи. Для недавно крестившихся славян письменность, литература, книги стали священны.
Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи).
Помянник. XVI XVII вв. Россия Пергамен, дерево; рукопись, полуустав; скоропись XVII в.
Писцы книг Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI век. Епифаний Премудрый изображён слева, он уже начертал первые слова «Жития».
Киевские глаголические листки 9-10 век, древнейшая восточнославянская книга
Остромирово Евангелие «Остромирово Евангелие» - это первая, дошедшая до нас, рукописная книга нашего государства. Свое название памятник получил по имени новгородского посадника Остромира, дальнего родственника князя Изяслава, который был сыном киевского князя Ярослава. Остромир являлся высшим должностным лицом Новгорода. В последствии он принял крещение и получил христианское имя Иосиф.
Мстиславово Евангелие до 1117 года Один из древнейших и красивейших окладов принадлежит "Мстиславову Евангелию", созданному в Новгороде в начале XII в. Это настоящий шедевр ювелирного искусства. Все поле оклада покрыто изысканной золотой сканью. В центре – фигурная золотая запона с изображением Христа, ангелов и святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. По сторонам, на фоне скани, симметрично расположены драгоценные камни и эмальерные изображения святых.
Рукопись является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракос (то есть Евангелия, разделённого в соответствии с богослужебными чтениями). Создано в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава Архангельский собор, Московский кремль Апостол Матфей Мстиславово Евангелие до 1117 года
Апостол Марк Апостол ЛукаАпостол Иоанн Мстиславово Евангелие до 1117 года
Лицевой летописный свод Лицевой летописный свод, создан в 16 веке по заказу Ивана Грозного. Почти на каждой странице есть красочные миниатюры, которые содержат ценнейшие сведения о природе, культуре и быте древней Руси и ее соседей.
Миниатюры из Лицевого свода Невская битва
Ледовое побоище Миниатюры из Лицевого свода
Львовский «Апостол» Ивана Федорова Книга «Апостол» первопечатника Ивана Федорова изданная во Львове в 1574 году. Книга рукописная, а заставки её отпечатаны типографским способом. Страница 1
«Апостол» Ивана Федорова г. Гравюра евангелиста Луки и лист с заставкой.
«Стоглав» г. В январе-феврале 1551 г. в Москве заседал церковный собор, в котором участвовали также царь Иван IV и представители Боярской думы. Соборные решения были записаны в сборник, поделенный на сто глав, поэтому книга получила название «Стоглав», а сам собор стал именоваться Стоглавым. Собор выдвинул проект создания в столице и других городах училищ для «научения грамоте», правда, главным образом, духовенства. Преподаватели для училищ должны были выбираться архиереями из монашества и духовенства. «Стоглав» г. Титульный лист.
Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Древнерусские берестяные грамоты
Берестяны́е гра́моты письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира. Древнерусские берестяные грамоты
«От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
«Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли- ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего» Древнерусские берестяные грамоты