Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка» Энгельсского района Саратовской области Исследовательский проект на тему «Судьба и Родина едины?» Отечественной войне 1812года посвящается… Авторы проекта: Габдрахманова Н., Моисеенко В., Миндагалиева Д., Зайцев Н. Кураторы: руководитель исторического клуба «Память» Миндагалиева Б.Л., руководитель театральной студии «Непотерянное поколение» Мосина С.В.
Всем известно, что жизнь – важная ценность для каждого человека. Мы заинтересовались: «А в чем смысл самой жизни, цель существования?». Мнения разделились. Одни заявили: «В любви, в семье, в личном счастье». Другие не согласились: «Важнее всего - свобода Родины, служение людям». Может быть, решение этой проблемы не имеет научного значения, но для нас, подростков, она звучит, как гамлетовское «Быть или не быть?» и является актуальной. Проблема проекта: каково соотношение личных и общественных ценностей в жизни человека? Цель: найти примеры судеб реальных людей и литературных героев в истории Отечества и классической литературе. Задачи: исследовать данную проблему всесторонне, «погрузиться» в изучаемую эпоху, познакомиться с выдающимися личностями, чьи судьбы стали нравственными примерами для современников и потомков.
Мы разделились на группы и стали исследовать эту проблему по следующим направлениям: «Историки»«Биографы» «Социологи»«Театралы» «Судьба и Родина едины?»
«Историки» обратились в первую очередь к трудам ученых. Интересный материал обнаружили ребята в энциклопедиях, в сети Интернет и нашли сведения об участниках войны, их портреты и биографии. Ребята подготовили интересный материал и презентацию.
Мюрат Наполеон Александр I М.И. Кутузов Багратион Барклай де Толли Раевский Даву Отечественная война 1812 г. Массена Ней Давыдов
«Социологи» провели социально- психологический анализ семей в романе «Война и мир». Ребята попытались понять, почему семьи Болконских, Ростовых и Курагиных, живя в одно и то же время, оказались такими разными. Были выявлены секреты воспитания детей в них по следующей таблице: «Биографы» подготовили рассказ о великой и трагической любви Маргариты и Александра Тучковых.
Результаты исследований показали: ценностные ориентации 1-3 в анкете соответствуют семье Болконских; семье Курагиных ; семье Ростовых. Ценностная ориентация в семье 1. Уважение и принятие старших членов семьи Б 2. Воспитание патриотизма Б 3. Бескорыстная любовь членов семьи друг к другу Б 4. Беззаботное времяпрепровождение К 5. Частое общение с людьми, "умеющими жить" К 6. Уход от реальности К 7. Демократичность в семье ( доверие ребенку, поощрение его инициативы и самостоятельности, общение "на равных") Р 8. Стремление к добрым делам, бескорыстие Р 9. Оптимистическое отношение к жизненным неурядицам Р
«Театралы» разучили сцены из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, «раздобыли» костюмы (спасибо директору Саратовского театра оперетты Горнову А.А), поставили бальные танцы.
Маргарита и Александр Тучковы
Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых. Маргарита Михайловна жена погибшего генерала первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей.
Маргарита поселилась на Бородинском поле и несколько дней и ночей искала тело Александра. В этом ей помогал монах Лужицкого монастыря. Среди тысяч погибших тело было найти невозможно, но она нашла кисть правой руки Александра, которую узнала по рубиновому перстню. Этот перстень она носила до самой смерти. На месте гибели мужа она возвела сначала часовню, потом храм Спаса Нерукотворного. Храм строился на личные средства Маргариты и пожертвования. Место гибели АлександраПоиски погибшего мужа Сторожка Маргариты на Бородинском поле