Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения здоровья и обеспечения условий нормального развития детей, к разработке мер профилактики отклонений в психическом развитии.
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерны отклонения от нормального психического развития, связанные с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования центральной нервной системы.
1. Тифлопсихология Предметом изучения являются : а ) слепые дети б ) слабовидящие дети 2. Сурдопсихология Предметом изучения являются : а ). глухонемые и глухие б ) тугоухие в ) позднооглохшие 3. Олигофрено психология Предметом изучения являются : а ) умственнотсталые б ) с задержкой психического развития в ) с нарушениями речи 4. Патопсихология Предметом изучения являются : а ) распад психического развития б ) болезненные свойства личности
На основании данных специальной психологии строится система обучения и воспитания детей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор. Понятие « аномалия развития » входит в круг понятий, объединенных термином дизонтогенез ( различные формы нарушения развития индивида ).
Задачи специальной психологии : 1. Углубленное изучение особенностей психического развития детей. 2. Определение системы адекватных мероприятий коррекционного и развивающего действия. 3. Изучение внутренних и внешних факторов отклонений в развитии и поведении. 4. Разработка приемов и методов диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а также определения зоны ближайшего развития.
Исследователи, начиная с Л. С. Выготского, в 20- ых годах ХХ века, установили, что у детей, не имеющих текущего патологического процесса, есть потенциальные возможности компенсации и развития за счет формирования высших психических функций. Эти компенсаторные возможности в условиях коррекции воспитания и обучения сглаживают и в определенной мере устраняют неправильность психического развития у детей.
Общетеоретические положения : 1. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же законам, которые характеризуют развитие здорового ребенка. 2. У аномального ребенка выделяются разные группы дефектов : первичные, связанные с повреждениями центральной нервной системы ; вторичные, отражающие повреждения психического развития в условиях первичного дефекта.
Лебединский В. В. выделил психологические параметры дизонтогенеза, позволяющие определять механизмы нарушения психического развития. 1. Функциональная локализация нарушения. В зависимости от нее выделяют два вида дефектов : а ) частный, обусловленный нарушением или недостатком отдельных функций ( например, речи ); б ) общий, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем головного мозга 2. Время нарушения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие функции, при позднем поражении возникает явление распада психических функций.
Факторы риска : 1. Генетические : отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, выкидыши или мертворожденные дети, хронические заболевания у родителей, нервные родители. 2. Внешнесредовые : неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, неполная семья, неблагоприятный климат в семье, раннее искусственное или смешанное вскармливание.
В научной литературе разработаны различные подходы к классификации и характеристике контингента учащихся общеобразовательных учреждений. Первая классификация А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов в 1968 году выделили детей, учащихся общеобразовательных школ с трудностями в учебе. а ) нормальные, но педагогически запущенные с отрицательным отношением к занятиям, с отставанием по большинству предметов. б ) умственно отсталые дети с недоразвитием мозговых структур, с инертностью психических процессов, с неспособностью к сложным формам абстракции, обобщения. в ) дети с врожденным или ранее приобретенным снижением слуха. д ) дети с эмоциональными дефектами, у которых в силу негативизма или отрицательных эмоциональных установок имеются препятствия для нормального продвижения в ш
Вторая классификация М. С. Певзнер, Т. А. Власова в середине 70- х годов выделили группы детей, объединенных общими признаками отклонения в развитии. 1. С сенсорными нарушениями : нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно - двигательного аппарата. 2. С задержкой психического развития. 3. С астеническими или реактивными состояниями и конфликтными переживаниями ( агрессивность, шок, страхи, навязчивые мысли ) 4. Дети с психопатическими формами поведения ( эмоциональные нарушения поведения ) 5. Умственно недоразвитые ( дети - олигофрены )
В современных классификациях дополнительно включаются следующие группы аномальных детей. 1. Дети - носители негативных психических состояний ( утомленность, напряженность, тревожность, фрустрация ) 2. Дети с акцентуациями характера ( импульсивность, гиперактивность ) 3. Дети с дисгармоничным развитием ряда подструктур личности ; - в подструктуре самоопределения личности – низкий уровень самооценки и самоконтроля ; - в подструктуре направленности – слабая целеустремленность, гипермотивированность.
Так как отклонения в развитии очень различны, то необходим дифференцированный подход к диагностике отклонений в развитии и к созданию коррекционно - развивающих программ для детей. Для организации дифференцированного обучения и воспитания детей выделяют следующие группы детей : 1. Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими нарушениями 2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью 3. Дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации ( лишение внешних впечатлений ).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ