Синергетический подход при преподавании учебной дисциплины физика и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся. Богданова С.А., учитель физики Красногорской муниципальной средней общеобразовательной школы с. Красногорского
Условия возникновения опыта Я работаю в средней сельской школе, в гетерогенны классах, в которых рядом с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития, учатся дети с приобретенными дефектами интеллектуального развития.Для них характерен мотив избегания неудач. Возникает ПРОБЛЕМА: как помочь таким ученикам в условиях возникновения противоречия между ориентацией современного содержания образования на развитие творческих способностей учащихся и несогласованности в подходах к изучению к изучению школьных учебных предметов,обусловленной относительной изолированностью развития методик преподавания этих дисциплин.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ Включение учащихся в активную работу по усвоению общих методов познания, способствуя развитию у них методологических знаний, через содержание учебной дисциплины физика
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА Теория поэтапного формирования Гальперина П.Я и Талызиной Н.Ф. ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ : Мотивация (знакомство с действием)---ориентировочная основа действия---- материальные действия---материализованные действия----внешняя речь--- внутренняя речь---умственная деятельность ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Элементарные умения------элементарные навыки------сложные умения
СУЩНОСТЬ: Создание психолого-педагогических условий позволяющих работать с каждым учеником в отдельности,с учетом его индивидуальных возможностей, потребностей,интересов в едином классном коллективе, через формирование потребностей у интеллектуально- пассивных детей в самообразовании и саморазвитии в процессе изучения физики, как компонента общей культуры.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Повышается ( развивается) методологическая культура уч-ся; Помогает учащимся глубже осознать учебный материал по физике; Информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет непрерывно связывать достигнутое учащимся состояние с запланированным результатом ( содержание мониторинга определяется целями образования); Дифференцированно строить процесс обучения» Способствует созданию психологической базы для самоопределения ученика.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: Коррекция психики учащихся; Развитие речи; Развитие мышления; Развитие памяти.
Коррекция психики учащихся Цель : формирование устойчивых положительных мотивов учебной деятельности. Реализуется : через 4 психологических метода учебной мотивации: Эмоциональный; Социальный; Познавательный; Волевой Результат устойчивая положительная мотивация успеха
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Цель стимулирование речи через развитие межличностных и внутри личностных форм интеллекта. Реализуется через освоение физического языка. РЕЗУЛЬТАТ Повышение коммуникативных свойств речи; Исчезновение мотива избегания.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЦЕЛЬ Научить мыслить в нестандартной ситуации; Обеспечить возможность ученику переосмыслить учебный материал, структурировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данного раздела курса или с другими разделами курса. Реализуется через логический и поисковый методы. Результат Развитие мышления ( формирование УИ умений), желание разобраться в новой ситуации. Возможность сопоставления демонстрируемого факта с имеющимся опытом, расширение видения окр-го мира.
Педагогические средства диагностики развития УИ на предметном содержании контроль текущийпромежуточныйконечный Оценочно-результативный компонент Анализ затруднений Дифференцированное обучение Коррекция, улучшение результатов Работа на более высоком уровне
Развитие памяти Цель отработка познавательных умений и навыков на практике. Реализуется через четкую ориентировочную основу действий. Результат Умение самостоятельно работать с книгой; Умение самостоятельно проводить опыты, эксперименты, решать задачи.