Проект подготовил : Цигульский Игорь
Начинал в духе символизма (« Стихи о Прекрасной Даме », 1905), ощущение кризиса которого провозгласил в драме « Балаганчик » (1906). Лирика Блока, по своей « стихийности » близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций ( цикл « Город », ), религиозного интереса ( цикл « Снежная маска », Изд. « Оры », Санкт - Петербург 1907), осмысление « страшного мира » ( одноимённый цикл ), осознание трагедии современного человека ( пьеса « Роза и крест », ) пришёл к идее неизбежности « возмездия » ( одноимённый цикл ; цикл « Ямбы », ; поэма « Возмездие », ). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле « Родина » ( ).
« Бегут неверные дневные тени...» « Без Меня б твои сны улетали...» « Безрадостные всходят семена...» « Белой ночью месяц красный...» « Брожу в стенах монастыря...» « Будет день и свершится великое...» « Будет день, словно миг веселья...» « Был вечер поздний и багровый...» « В бездействии младом, в предрассветной...» « В городе колокол бился...» « В день холодный, в день осенний...» « Верю в Солнце Завета...» « Весна в реке ломает льдины...» « Ветер принес издалёка...» « Вечереющий сумрак, поверь...» « Видно дни золотые пришли...» « Внемля зову жизни смутной...» « Восходя на первые ступени...» « Всё бытие и сущее согласно...» « Всё отлетают сны земные...» « Встану я в утро туманное...» « Входите все. Во внутренних покоях...» « Вхожу я в темные храмы...» « Высоко с темнотой сливается стена...» « Гадай и жди. Среди полночи...» « Говорили короткие речи...»
Свое, блоковское, ярко и своеобразно проявилось в сборнике - « Стихи о Прекрасной Даме, любовном дневнике поэта. Индивидуализм, мрачное одиночество, которым проникнут ряд стихотворений первого сборника, здесь приобретает окраску мистико - элегическую, передающую особое мироощущение поэта, жившего мистическими предчувствиями и ожиданиями. Иллюзорное представление о жизни еще больше утверждается в « исключительно важном » для Блока 1900 году, когда он познакомился с философией и поэзией Вл. Соловьева, проповедовавшего идею конца вселенной, уводившего из мира реальной действительности, разрабатывавшего тему « мира нездешнего ». Особенно большое влияние оказала на Блока идея Мировой Души, или Вечной Женственности, позаимствованная в свою очередь у немецких поэтов, представителей иенской школы романтиков ( Новалис, Тик и др.), которые все земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Блок наиболее активно воспринял тезис иенцев о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама любовь к миру раскрывается через любовь к женщине. В « Стихах о Прекрасной Даме » встречаемся с образами, в которых воплощена идея Мировой Души, конкретизируемая ( в данном случае этот термин очень относителен ) в таких мистико - романтических образах, как Вечно - Юная, Владычица Вселенной, Прекрасная Дама, Жена и т. п. Блок, пожалуй, еще более настойчиво, чем Соловьев, проводит дуалистическую идею мира земного, в котором обретается его юноша, и мира нездешнего, куда уходит Она.
Я помню чудное мгновенье : Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье : И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не смог. У меня в руках довольно силы, В волосах есть золото и медь. Голос нежный и красивый. У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей отвага. И зачем ? Кому мне песни петь ? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. Мне пора обратно ехать в Русь. Персия ! Тебя ли покидаю ? Навсегда с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю ? Мне пора обратно ехать в Русь. До свиданья, пери, до свиданья, Пусть не смог я двери отпереть, Ты дала красивое страданье, Про тебя на родине мне петь. До свиданья, пери, до свиданья.