М ЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ Швенк А.В. учитель математики МАОУ гимназии 56
«…И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые…» Ф.Тютчев
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...»
Цель применения метода проектов реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Геометрия»; развивать творческую инициативу ученика; воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Компетенции информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметную (способность применять полученные знания на практике). Требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.
Предмет геометрия для многих обучающихся является сложным. Моя цель - ввести ребят в удивительный, завораживающе красивый мир современной геометрии, дать почувствовать смелость и свободу ее идей, ощутить парадоксальность построений с точки зрения обыденного мышления и научиться решительно выходить за рамки традиционных понятий и привычных запретов, расширяя известную им математическую реальность.
На мой взгляд, использование этого метода помогает расширению математического кругозора учащихся; формированию позитива в отношении к продуктивной, творческой ошибке; вырабатыванию навыка к трансцендентальному познанию путём выхода за пределы «понятийной Вселенной» ребёнка; возникновению способности самостоятельно генерировать новые идеи и методы, основываясь и используя тот самый типовой, шаблонный инструментарий.
Начиная с 7 класса, как только обучающийся сталкивается с новым предметом Геометрия, я предлагаю ребятам работу над проектами. Создавая проект, который можно объединить в одну большую тему «Геометрия вокруг нас, геометрия в нас, геометрия повсюду», ребята самостоятельно исследуют мир посредством геометрии. Общая тема проектов года Примерная тематика 7 класс Треугольник под созвездием треугольника Бермудский треугольник Египетские пирамиды Жесткость треугольника Параллактический и сферический треугольники Флексагон и невозможные треугольники 9 классДвижение Четыре вида движений в природе Четыре вида движений в одном архитектурном ансамбле 10 классМногогранники Правильные многогранники. Многогранники из правильных многоугольников Звездчатые многогранники
Треугольник под созвездием треугольника
Проект Движение
Модели
проект Многогранники
Проектная деятельность во внеурочное время Сакральная «геометрия» архитектуры
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.