Родительское собрание: методика подготовки и проведения.
Родительское собрание – одна из важных форм работы с родителями Его предназначение- согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно – богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.
Основные элементы подготовки собрания. 1.Выявление проблемы и выбор темы собрания; 2.Определение целей родительского собрания; 3.Изучение научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме. 4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
Основные элементы подготовки собрания. 5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников; 6. Приглашение родителей и других участников собрания; 7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; 8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Выбор темы. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Она должна быть обусловлена: Она должна быть обусловлена: целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива; целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива; Закономерностями развития личности школьника;Закономерностями развития личности школьника; Логикой формирования педагогической культуры родителей;Логикой формирования педагогической культуры родителей; Стратегией построения и совершенствования взаимоотношений семьи и школы.Стратегией построения и совершенствования взаимоотношений семьи и школы.
Выбор темы собрания. Необходимо учитывать мнение родителей.Необходимо учитывать мнение родителей. Системное планирование родительских собраний.Системное планирование родительских собраний.
Определение целей. Целевые ориентиры: Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу воспитания;Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу воспитания; Содействие сплочению родительского актива;Содействие сплочению родительского актива; Выработка коллективных решений;Выработка коллективных решений; Пропаганда опыта успешного воспитания;Пропаганда опыта успешного воспитания; Профилактика неверных действий по отношению ребёнка со стороны родителей;Профилактика неверных действий по отношению ребёнка со стороны родителей; Подведение итогов совместной деятельности.Подведение итогов совместной деятельности.
Изучение рассматриваемого вопроса. Изучение научно – методической литературы классным руководителем;Изучение научно – методической литературы классным руководителем; Изучение родителями.Изучение родителями. Организация выставки литературы.Организация выставки литературы.
Проведение микроисследования. Оно необходим для получения дополнительной информации: о причинах, характере проблемы; о причинах, характере проблемы; О возможных путях и способах её решения.О возможных путях и способах её решения. Исследовательские средства: Беседы, простейшие тесты и анкеты.Беседы, простейшие тесты и анкеты. Очень важно участие родителей в данном этапе.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет следующие виды родительских собраний: Организационные;Организационные; Собрания по плану всеобуча родителей;Собрания по плану всеобуча родителей; Тематические;Тематические; Собрания – диспуты;Собрания – диспуты; Собрания – практикумы;Собрания – практикумы; Итоговые.Итоговые.
Форма проведения родительского собрания. Педагогическая мастерская;Педагогическая мастерская; Игра;Игра; конференция;конференция; Диспут;Диспут; Практикум;Практикум; Необходимо разнообразить способы мыслительной и практической деятельности родителей.
Приглашение на собрание. Целесообразно пригласить дважды: За 2 -3 недели;За 2 -3 недели; за 3 -4 дня. за 3 -4 дня. Записи в дневниках, приглашения.
Подготовка решения собрания. Решение – обязательный элемент родительского собрания. Важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной деятельности. Необходимо за 2 -3 дня составить проект его решения. Это могут быть памятки, рекомедации. При их разработке необходимо воспользоваться помощью социального педагога, педагога – психолога и др. работников школы.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Кабинет должен быть чистым, уютным и красиво оформленным. Можно размесить выставки творческих работ детей, выставку литературы. Необходимо оформить эстетично доску: тема, эпиграф, диаграммы ит.д. Расставить мебель. Предложить снять верхнюю одежду.
Проведение собрания. Вступительная часть. Её может вести классный руководитель, председатель родительского комитета.Вступительная часть. Её может вести классный руководитель, председатель родительского комитета. Ход части: Объявляется повесткаОбъявляется повестка Напоминается о целях и задачах собранияНапоминается о целях и задачах собрания Оглашается порядок работыОглашается порядок работы Представляются приглшённые.Представляются приглшённые.
Основная часть. Реализация главных идей, замыслов. Атмосфера доброжелательности, доверия, заинтересованности. Нельзя допускать публичное осуждение родителей даже в мелких упрёках за неудачи детей в учёбе или нарушение ими правил поведения. Лучше обратиь на это внимание в индивидуальной беседе или письменном сообщении.
Заключительная часть. Важные моменты: принятие решения и анализ прошедшего собрания.Важные моменты: принятие решения и анализ прошедшего собрания. Минуты благодарности.Минуты благодарности.