Проблемно-ориентированный анализ работы ОУ Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части, а также метод получения новых знаний.(«Философский словарь» под ред. И.Т. Фролова)
Анализ –первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы организация в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции.
Цель анализа- познание частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет отделять существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ тесно связан с синтезом.
Виды анализа Проблемно-ориентированный Силовой Системный Педагогический (оперативный, текущий, итоговый) Причинный Сравнительный
Основное назначение проблемно- ориентированного анализа состоит в выявлении проблем. Проблема-это несоответствие между объективно существующей потребностью и известными субъекту возможностями ее удовлетворения
Пути возникновения проблем. Первый – Когда действительность изменяется и перестает соответствовать установленным требованиям. Второй- Когда изменяются требования.
Устранить проблему- значит привести фактическую систему в соответствие с желаемой 3 класса проблем: 1. Хорошо структурированные 2. Слабо структурированные 3. Неструктурированные
В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы: Что не удовлетворяет в результатах на выходе школы? Какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов? Что нужно изменить в содержании и технологии УВП, его организации, кадровом потенциале, материально- технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения?
Требования к анализу(по В.С. Лазареву) 1.Все проблемы должны быть определены операционально, т.е. для каждой проблемы должна быть задана количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, и того, что должно быть.
2.Анализ должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы.
3.Анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них. Оценка значимости ограничений должна даваться, исходя из того, насколько существенно они влияют на результаты образования.
4.Анализ должен быть прогностичным. Это означает, что новые требования к результатам должны предъявляться исходя не только из сегодняшней ситуации, но и из прогнозируемого ее изменения в будущем.
Проблемно-ориентированный анализ состоит из двух частей: 1 часть – ОУ рассматривается как некая данность (информационная справка) 2 часть – Что в ОУ удовлетворяет и не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.
Последовательность шагов при осуществлении проблемно-ориентированного анализа педагогической системы ОУ 1. Анализ целей и результатов образования, выделение проблем. На данном этапе на основе несоответствия фактического состояния объектов (результат) с желаемым (цель) выделяются проблемы, решение которых позволит в дальнейшем повысить эффективность работы ОУ.
2. Поиск причин недостатков (причинный анализ). Для каждой проблемы проводится полный анализ ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов. Выявление причин недостатков рекомендуется проводить, учитывая : 1. условия, 2. учебно-воспитательный процесс, 3. результаты
3. Составление перечня недостатков 4.Обобщение результатов анализа. Недостатки оцениваются с точки зрения необходимости изменений по следующей шкале: 1. Изменения не требуются 2. Требуются небольшие изменения 3. Требуются большие изменения 4. Требуются очень большие изменения.
Деятельность по осуществлению проблемно-ориентированного анализа организует директор ОУ, но к его проведению привлекается весь педагогический коллектив.
Силовой анализ Цель разработать систему шагов по преодолению определенной проблемы.
Педагогический анализ - Функция управления ОУ, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние
Педагогический анализ делится на: Оперативный - ежедневный анализ процесса УВП Тематический- изучение явлений пед.процесса, связанных одной темой Итоговый – оценка результатов пед.деятельности за продолжительный период времени.
Литература 1Л.А. Магальник «Менеджмент в сфере образования», Иркутск, ИПКРО, 2006 г. 2. М.М. Поташник « Управление развитием школы», М., 1995 г. 3 Ж. « Управление школой»Изд. «Первое сентября «10, 2007 г.