Алексей Захаров ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ Тенденции (взгляд потребителя), проблемы, решения
Организация юридического сопровождения компании Цель – снижение системных рисков при осуществлении предпринимательской деятельности; Формы – наличие в штате компании собственной юридической службы; аутсерсинг юридических услуг
Организация работы юридической службы предприятия. Основные проблемы Отсутствие методологии контроля за деятельностью юридической службы со стороны менеджмента и собственников Отсутствие профессиональных стандартов, как следствие – отсутствие отраслевых профессиональных стандартов, что затрудняет организацию деятельности юридической службы при межрегиональном и многоформатной. Отсутствие внятных критериев для аттестации персонала. Кадровый голод (Завышенные запросы претендентов на позиции внутренних юристов при некачественном образовании и отсутствии нужного профессионального опыта);
Целесообразность аутсерсинга Передача на аутсерсинг стандартизированных простых операций (внесение изменений в учредительные документы, работа с недвижимостью (реконструкции, разрешительная документация я и пр.) Сопровождение сделок и процедур; Судебная защита Консультации в сложных правовых ситуациях
Требования к внешнему юридическому консультанту Соответствующий опыт работы и его подтверждение Раскрытие информации о деятельности фирмы (финансовая, организационная, рекомендации) Высокая организованность персонала, высокий уровень коммуникаций при взаимодействии с клиентом Экономическая обоснованность цены на услуги. Четкая ценовая политика.
Юридические консультанты (из опыта деятельности компании): Региональные компании Иностранные и крупные московские юридические компании
Общие проблемы при выборе консультанта Риски обманутых ожиданий и напрасно потраченных денег; Низкая ответственность консультантов за качество услуги;
Иностранные и крупные московские юридические компании: Плюсы: Высокий уровень презентаций компании, четкие формулировки предложений о объему и цене услуги; Изучение возможных потребностей клиента и формирование предложений до возникновения проблемы. Высокий уровень стандартизации услуги, исключающий выставление счетов за «изучение сути проблемы». Наличие отработанных технологий работы над проектами. Отработанный документооборот, отлаженная структура взаимодействия с клиентом; Часто – рекомендации, реальный опыт Минусы: Высокая стоимость услуги, увеличенная на стоимость накладных (транспортных, командировочных и иных расходов); Отдаленность (затруднено решать текущие вопросы, которые требуют дополнительных согласований с руководителями проектов) Иногда: желание отработать проект по стандартной схеме, нет желания вникать глубоко вникать в суть проблемы. Высокая загруженность «важными клиентами» - отсутствие внимания к региональному заказчику
Региональные компании Плюсы Умение работы на региональном рынке; Более низкая (по сравнению с предыдущими) цена услуги Хорошие навыки клиентского сервиса (иногда). Возможность получения сведений об опыте и репутации юристов у предыдущих потребителей услуг. Минусы Отсутствие четкой специализации, сомнительность имеющихся рейтингов или их отсутствие Неумение раскрыть информацию о компании, презентовать компанию и услугу; Закрытая информация о деятельности (собственники, выручка, финансовые результаты и пр.) Отсутствие стандартов в деятельности компании (неготовность раскрыть информацию о стандартах для клиента) Отсутствие внятных ценовых предложений; Отсутствие навыков биллинга рабочего времени, четкого документооборота для взаимоотношений с клиентом;
Вопросы, передаваемые на аутсерсинг Иностранные и крупные московские компании: Сопровождение сделок M&A (при привлечении портфельных инвесторов) Привлечение инвестиций, размещение долговых обязательств и ценных бумаг компании на организованном рынке; Защита интересов собственников бизнеса Региональные юридические компании: Сопровождение сложных судебных процедур; Подготовка к сделкам M&A (предварительный due diligence) при приобретении сетей. Документальное оформление недвижимости (вновь вводимые объекты, реконструкции и пр.)
Пожелания /проблемы Введение профессиональных стандартов деятельности; Раскрытие информации о деятельности (финансовая, репутационная) Обязательное страхование профессиональной ответственности Четкая специализация юридических консультантов Прозрачная ценовая политика