Профессиональные мотивы педагога: -мотивы выбора педагогической профессии; -мотивы, появляющиеся в процессе труда учителя; -мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Основные направления стимулирования педагога для повышения мотивации 1.Удовлетворение материальных потребностей 2.Удовлетворение социальных потребностей 3.Стремление к личностному росту и самоактуализации.
Удовлетворение материальных потребностей педагогов. Достигается через: -заработную плату (должна соответствовать выполненной работе); -возможность приобретения нужных вещей (предметов обихода научно-методической и учебной литературы и т.д). 1. Участие в конкурсе открыто. 2. Войти в число призеров вполне реально. 3. Значительное материальное вознаграждение за победу в конкурсе.
Удовлетворение социальных потребностей педагогов. Достигается через: -информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение сведений о критериях успеха); -общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д). 1. Процедуры, связанные с реализацией ПНПО как на федеральном, так и на региональном уровнях, получили освещение в СМИ. Сам процесс и результаты конкурса максимально «прозрачны». 2. До сведения всех участников конкурса доводятся критерии отбора и участия в конкурсе («критерии успеха»). 3. ИПК и ПРО проводит специальные курсы для учителей, желающих принять участие в проекте. 4. Организуются творческие встречи, научно-практические конференции с приглашением победителей конкурсов в рамках ПНПО.
С чего начать развивать мотивацию? -с анализа трудового поведения; -изучения мотивов коллектива; -исследования взаимоотношений с применением технологий современного менеджмента; -индивидуализации управленческой деятельности педагогов.
Результаты анкеты «Три вида вознаграждения за труд» 1.Внешние стимулы: Что дает вам наибольшее удовлетворение? Вопросы1-ое место/ кол-во 2-ое место/ кол-во 3-е место/ кол-во Оплата труда Уважение окружающих25 Возможность оказывать влияние на людей 25 37,5 Возможность использования связей, появляющихся в силу моего положения как учителя Отсутствие удовлетворения от всего, названного выше 2512,5 Что ещё
2.Сопутствующие стимулы: Что вам больше всего нравится в работе учителя Вопросы1-ое место/ кол-во 2-ое место/ кол-во 3-е место/ кол-во Стабильность отрасли в целом и доходов 2537,512,5 Режим работы(гибкий график работы, продолжительный отпуск летом и др.) ,5 Отсутствие конкуренции и угрозы безработицы 12,5 Эта профессия мне больше всего подходит 2512,5 Не получаю удовлетворения от всего, названного выше Что ещё12,5
3.Внутренние(психологические) стимулы: Что из ниже перечисленного является самым важным источником удовлетворения для вас? Вопросы1-ое место/ кол-во 2-ое место/ кол-во 3-е место/ кол-во Возможность планировать свою работу и самому принимать решения 2537,512,5 Возможность учиться12,5 Возможность руководить классом и укреплять дисциплину(управлять людьми) 12,5 Случаи, когда уверен, что дошёл до каждого ученика 37,512,5 Возможность общения с молодым поколением 2512,5 Возможность общения с коллегами2537,5 Не получаю удовлетворения ни от чего, названного выше Что ещё25
4.Стимулы вознаграждения. Из перечисленного ниже наиболее важным для меня является: Вопросы1-ое место/ кол-во 2-ое место/ кол-во 3-е место/ кол-во Внешнее вознаграждение12,57512,5 Второстепенное вознаграждение 12,5 87,5 Внутреннее (психологическое) вознаграждение 7512,5
Результаты анкеты «Мотивы трудового поведения коллектива» Стремление к получению большого мат. вознаграждения 56,7 Стремление к профессиональному росту86,7 Удовлетворение от хорошо проделанной работу83,3 Уважение со стороны руководителей53,3 Хорошее отношение со стороны товарищей70 Стремление проявить (выявить) себя20 Осознание общественной значимости своего труда26,7 Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрёпки 76,7 Стремление избежать ответственности, самостоятельного принятия решений 13,3 Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе 26,7 Желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование 63,3
Пути и методы стимулирования педагогов: -экономический метод (доплаты, премии, дни к отпуску); -целевой метод (аттестация); -метод соучастия или вовлечения педагогов в управление (ШМО, делегирование прав, сотрудничество учителей и администрации, ориентация на индивидуализацию).
Анализ результатов анкеты «Оценка удовлетворенности работой». Основные аспектыИсследованияДинамика изменений 1-й этап2-й этап Организация труда3,323-0,32 Условия труда2,913,1+0,19 Заработная плата1,052+0,95 Содержание труда3,2333,94+0,71 Возможность реализовать свои способности3,103,71+0,61 Отношения в коллективе3,954,29+0,34 Отношения с руководителем3,103,97+0,87 Стиль и методы работы руководителя3,044,13+1,09 Возможность влиять на дела коллектива2,913,55+0,64 Возможность развития профессионального роста в данной школе 3,184+0,82 Отношение администрации к нуждам работника 3,143,68+0,54 Объективность оценки работы3,234,1+0,87
Учет индивидуальных особенностей учителя, теории мотивации и способов улучшения мотивации позволили добиться успехов: -в содержании труда; - в возможности реализовать свои способности; - в возможности влиять на мнение и дела коллектива при совмещении стилей и методов руководства; - в возможности развития профессионального роста.
Поощрение за труд – один из факторов удовлетворенности коллектива, повышения его творческого потенциала. Ориентируясь на каждого конкретного учителя в школе удалось за последние 5 лет повысить мотивацию, а, значит, и мастерство учителя, улучшилось качество обучения. Результаты аттестации: Награды педагогических работников: Заслуженный работник народного образования УР -3 Заслуженный работник физ.культуры и спорта -1 Почетный работник общего образования РФ -6 Отличник народного просвещения РФ -10 Почетная грамота МО и Н РФ -2 Почетная грамота Госсовета УР -4 Почетная грамота Правительства УР -1 Результаты повышения квалификации: /33% /37% Результаты участия в конкурсах в уч. г.: -конкурс лучших учителей в рамках ПНП «Образование» -4 участника/2победителя; -«Педагог года- 2007» - 1лауреат в номинации «Педагог-организатор»; -городской конкурс «Созвездие-2008»-1дипломант в номинации «учитель-исследователь»; -региональный конкурс «Триумф»- 1 дипломант в номинации «учитель-исследователь» Высшая13/22%18/29% Первая33/57%27/45% Вторая9/16%10/15%