Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО
Результативность внедрения ФГОС как выполнение государственного задания новое качество образования; инновационная культура педагогической деятельности; непрерывность образования; общественный договор.
Этапы перехода на ФГОС Подготовительный этап создания условий для реализации ФГОС - (дорожная карта); Этап эффективной реализации ФГОС – (институциональный условия реализации); Этап контроля результативности реализации ФГОС – (система мониторинга качества образования).
Управленческие аспекты подготовки школы к переходу на ФГОС Проектирование и реализация мероприятий «Дорожной карты»: организационно-содержательное обеспечение введения ФГОС; создание нормативного обеспечения введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС; информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Результат подготовительного этапа внедрения ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальной школы, управленцев; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Управление созданием образовательной программы ОП – основной нормативный документ ОУ. Аккредитации и финансированию подлежат именно образовательные программы. ОП – модель организации образовательного процесса ОП – документ, с которым наряду с Уставом ОУ знакомятся родители (лица их заменяющие) ОП – содержательный ориентир деятельности педагогического коллектива, основание для разработки всех программ и планов образовательной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП 7 1. Целевой раздел : пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП ООО система оценки достижения планируемых результатов 2 Содержательный программа развития УУД; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации; программу коррекционной работы 3. Организационный учебный план основного общего образования; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Разработка ООП как процесс методической работы с педагогами РЕПРОДУКТИВНЫЙ: принятие идеологии ФГОС; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ: инновационная деятельность по совершенствованию процесса реализации ФГОС ТВОРЧЕСКИЙ: авторские варианты реализации идей ФГОС
Этап реализации ФГОС Институционализация условий реализации ФГОС – перевод инновационных форм работы образовательного учреждения в режим функционирования.
Функционирование ИОС Информационно – образовательная среда (ИОС) - это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение (финансово - экономическая, материально - техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента). Реализация индивидуального образовательного маршрута учащегося (индивидуальный учебный план, индивидуальная учебная (или дополнительные образовательные) программа, сетевая дополнительная образовательная программа, дистанционное обучение и (или) дист. поддержка, в том числе на основе ЭОР, психолого-педагогическое сопровождение и др.)
Общественный договор Родители обучающегося обязаны обеспечить условия для получения обучающимся начального, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, в том числе: обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы; обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий; обеспечить обучающегося за свой счёт (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия обучающегося в образовательном процессе (письменно-канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т. п.), в количестве, соответствующем возрасту и потребностям обучающегося.
Результативность реализации ФГОС Создание внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые компетентности Компетентности – наиболее общие (универсальные способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества, успешно осуществлять генерацию нового на основе «Трансферта Знаний».
Благодарю за внимание!