«Рейтинговая система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и кафедральных подразделений» д.м.н., проф. Яушев М.Ф. нач. отдела менеджмента качества Казанский гос. мед. университет
В 2014 году Казанскому государственному медицинскому университету исполняется 200 лет! История университета
КГМУ в структуре медицинских вузов РФ Позиционирование вуза 49 медицинских вузов в Российской Федерации 9 специальностей «Здравоохранение» Распределение вузов по числу специальностей (факультетов) 3 вуза 6 вузов 12 вузов 14 вузов 6 вузов 3 вуза 2 вуза Казанский медицинский университет – 9 специальностей
Характеристика вуза (2011) Факультетов – 8 Специальностей – 9 Кафедр – 65 ППС – более 735 в т.ч. кандидатов наук – 317 (60.8%) в т.ч. докторов наук – 144 (27.5%) Число студентов – 4116 (в.т.ч – очно) иностранных студентов – около 350 (>10%) Прием студентов – 723 (в т.ч. 654 – очно) Выпуск – 620 (в т.ч. 60 (иностр)) Количество интернов – 530, ординаторов – 311 Количество аспирантов – 179 Площадь учебных помещений – кв.м. Число зданий – 13 Число клинических баз – 44 Бюджет КГМУ – более тыс. руб.
Развитие КГМУ направлено на эффективное развитие системы здравоохранения России и Республики Татарстан Стратегия развития КГМУ обсуждена на совместном заседании ректората КГМУ и аппарата Министерства здравоохранения Республики Татарстан 27 мая 2009 г. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КГМУ Принята 30 октября 2009г
Обеспечение высокого качества образовательной, научной и клинической деятельности, соответствующего уровню лучших Отечественных и зарубежных медицинских школ, на основе разработки и внедрения инновационных технологий, реализации эффективной модели социального партнерства между КГМУ, обществом, системой здравоохранения и регионом, направленного на улучшение здоровья населения и увеличение его долголетия Миссия КГМУ
Создать современный лечебно-научно-образовательный комплекс «Клиники КГМУ», делающий возможным качественную подготовку врачебных кадров, лидерство в оказании высокотехнологичной медицинской помощи Реализовать социально значимые проекты в области популяризации здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками. Развивать добровольческие движения студентов Создать эффективную систему управления вузом. Внедрить и сертифицировать СМК. Внедрить принципы стратегического менеджмента. Достигнуть к 2015 г уровня «Стремление к совершенству», а к 2020г – «Признанное совершенство» модели EFQM СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КГМУ 2009 Стратегические цели
Сертификат (рег. РОСС RU.ИС65.K00085, дата сертификации ), который удостоверяет: система менеджмента качества применительно к образовательной, воспитательной и научной деятельности соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО (ИСО 9001:2008). Срок действия до г. Сертификация СМК КГМУ ОС «Академия стандартизации, метрологии, сертификации»
Основания Стандарт ГОСТ Р ИСО (ISO 9001:2008) –«а) организация должна определять необходимую компетентность персонала…» (6.2 Менеджмент человеческих ресурсов Компетентность, подготовка и осведомленность) ENQA –«Образовательные учреждения должны разработать механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей…» (1.4. Гарантия качества профессорско-преподавательского состава) Приказ Минздравсоцразвития РФ 818 от –«Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера»
Цели «… применение единого комплекса критериев для оценки объема и качества деятельности преподавателей, позволяю- щего эффективно использовать меры материального и морального поощрения с учетом индивидуального вклада каждого сотрудника…» «…формирование мотивации для профессионального роста сотрудников…». (Выдержки из Положения)
Оцениваемые направленияКол-во критерие в 1.Кадровый потенциал12 2.Эффективность учебного процесса5 3.Учебно-методическая работа11 4.Научно-исследовательская работа13 5.Связь с практическим здравоохранением и лечебная работа Воспитательная работа и общественная активность 7 7. Финансовые показатели деятельности кафедры1 8. Эффективность функционирования системы качества в подразделениях 2 Методика расчета
Сбор данных
Формирование отчетов
Анкетирование удовлетворенности сотрудников (2011 г., n=230 чел) 1 – совершенно не согласен 2 – скорее не согласен 3 – не могу сказать, согласен или нет 4 – скорее согласен 5 – полностью согласен
Ключевые особенности Очень сильный инструмент для вовлечения персонала в реализацию планов руководства (политика, стратегия) Очень сильный эмоциональный импульс к конкуренции между кафедрами (приходится «остужать пыл») Заставляет кафедры очень серьезно относится к учитываемым видам деятельности (мотивация, ответственность) Требование максимальной прозрачности в расчетах баллов (совершенство программного обеспечения) Требование публичности при обсуждении и коррекции Положений (цикл PDCA) Требование оперативности при расчетах и анализе рейтинга (правила игры на ранних этапах) Негативный момент – гипертрофия коньюнктурности (зачем что-то делать, если этого нет в рейтинге)