«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь!» Китайская мудрость
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
управление жизнью класса; организацию дел для своего класса, а значит и для себя; решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом; школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы). Воспитание достойных творческих лидеров
Участие в обсуждении и составлении плана работы школы; Подбор и назначение ответственных за выполнение различных дел; Анализ проделанной работы (отчеты ответственных за направления); Организация участия классов в КТД (коллективно - творческих делах); Выбор тем и вопросов для проведения классных мероприятий и тематических классных часов; Обсуждение и решение вопросов о поощрениях и наказаниях; Контакты с общественными организациями и объединениями.
Создание психологического климата коллектива, «духовного облика класса и школы» посредством принятия правил и законов жизни коллектива. «наш класс», «наша школа» «мы – коллектив и мы растем»
1. Диагностирование школьного пространства. 2. Проектирование школьного самоуправления. 3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы. 4. Функционирование в оптимальном режиме. 5. Обновление и перестройка.
Коллективное планирование Организация в школе временных советов дел Поочерёдное выполнение обязанностей дежурного Коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий Регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если ты не можешь быть капитаном, Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдётся работа на корабле жизни, Только найди своё дело. Если ты не можешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Мотив группового действия (МЫ ХОТИМ) Определение цели Дела Коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей) Реализация решений (интенсивная организация Дела) Коллективное принятие решения (выбор вариантов) Принятие цели коллективом (коллективное обсуждение) Выдвижение идей (постановка управленческой проблемы) Обсуждение вариантов решения (мозговой штурм)
Задача - помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно Правила: попытаться самим решить проблему; не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного; слушать друг друга и не перебивать; создавать атмосферу сотрудничества
установочное выборное отчетное итоговое экстренное торжественное тематическое …..
Председатель (командир) Заместитель председателя (командира) Учебный сектор Культурно-досуговый сектор Спортивный сектор Информационный сектор (редколлегия)
Нет настоящего лидера в классе; Лидер не имеет организаторских способностей (все тянет на себе); Лидерство в классе остается за одними и теми же учениками; Межличностные отношения кл. рук-ля и воспитателя; Педагог навязывает свое мнение активу класса; Педагоги не компетентны в вопросах организации и развития УСУ.
"ШКОЛА ЛИДЕРА" активисты классов педагог- организатор постоянное сотрудничество с активом "бок о бок " педагог-психолог психологическая поддержка активистов УСУ; консультации кл.рук. и восп. по различным вопросам возникающим в процессе организации КСУ руководство школы беседы для поддержания и утверждения жизненных позиций лидеров родители и попечители делятся личным опытом; совместно с рук-вом школы принимают решения как и кого из лидеров поощрить Кл.рук.+восп-ль постоянные инструктивные беседы, помощь активу класса и всем учащимся при выполнении поручений и т.п. учитель предметник может привнести образовательные элементы содержательно связанные с УСУ при проведении уроков по обществознанию, граждановедению, истории
Организаторская деятельность Коммуникация и деловое общение Основы менеджмента Становление жизненной и гражданской позиции Навыки самовоспитания и саморазвития
Выявление и развитие лидерского потенциала воспитанников школы-интерната 2 Обучение и развитие учащихся, работающих в ШСУ («Школа Лидера») Поддержка деятельности УСУ, КСУ (родители, руководство школы, попечители)
Программа лидерского образования Серия классных часов Индивидуальные беседы, тренинги
Самообразование Участие в городских семинарах - практикумах по СУ. Курсы повышения квалификации. Стимулирование и поощрение педагогов работающих с учащимися в «Школе Лидера».
1. Создать МО организаторов и консультантов по УСУ (руководителю МО пройти курсы повышения квалификации по методике организации, управлению и обучению лидеров УСУ) 2. Разработать и апробировать программу развития УСУ «Школа Лидера» (на базе нашего ОУ в течение 3-5 лет)