Подготовка к ГИА В 3 Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Заволжского района Ивановской области Лебедева Евгения Игоревна
неизменяемые на – З и - С ПРЕ и ПРИ
пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, об-, до-, по-, про- Подбежал, надломил, зашёл, отделал, сделал
Отличай слова, в которых З- входит в состав корня здесь здание здоровье
перед звонкими пиши - С перед глухими пиши - З рассорить разбежаться
ПРИ : - приближение, - присоединение, - неполное действие, - близость (рядом, около) ПРЕ : = очень = пере
1) Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении присоединения, близости к чему-либо. (16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии. прижавшись
2) Из предложений 23 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия». (2)Он шел прихрамывая, и на коленке него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка. прихрамывая
3) Из предложений 5055 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения к чему-либо». (50)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили: (52) - У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом. (53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне... (54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. приходили
4) Из предложений 713 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный». (7)Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не смогла сдержать слез. (8)«Ненавижу! (9)Не-на-ви-жу! завертелось в голове. (10) Ну что за люди? (11)Что за люди?! (12) Всех ненавижу!» (13)Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками: еще никогда в ее душе не было столько злобы на весь окружающий мир. обессиленно
5) Из предложений 710 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный». (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. вспоминал
6) Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в приставке которого пишется буква С, несмотря на озвончение, так как эта приставка всегда пишется единообразно. (1)Детские мечты редко сбываются. (2)Хочешь стать дворником, а становишься академиком. (3)Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами – все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя – некуда, не уволят – самим улицы мести придется, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой – в художественную, с портфелем пособий – на курсы английского языка. сбываются
1.Г.Т.Егораева. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тестовые задания. Издательство «Экзамен», М., 2009 г.