Курсы по выбору в предпрофильной подготовке школьников Новикова Татьяна Геннадьевна, Прутченков Александр Сергеевич, АПК и ПРО МО РФ
Цель и задачи предпрофильной подготовки школьников Подготовка к выбору профиля Организация пробы сил Информирование об условиях и особенностях профилизации Реализация профессионально-образовательных потребностей
После предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору дальнейшего профиля обучения Продолжить обучение в своей школе Перейти в другую школу Поступить в лицей, гимназию, и т. п.
Составляющие предпрофильной подготовки Предпрофильная подготовка~102 часа: Курсы по выбору =68 часов Профильная ориентация=17 часов Информационная работа=17 часов
Содержание Форма организации Методика проведения Способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе Расширяют знания по той или иной образовательной области или предмету Курсы по выбору
Характеристики курсов по выбору Винты и лопасти Психология лидера Таинственный мир космоса Социология вокруг нас Имидж и профессиональная карьера Избыточность Вариативность Краткосрочность Оригинальность содержания Деятельностный подход
Виды курсов Предметно-ориентированные (пробные) – пропедевтические по отношению к профильным курсам Межпредметные (ориентационные) ознакомительные с проблемами и задачами, требующими синтеза знаний
Продолжительность курсов Предметные курсы От четверти до полугодия 17-з4 часа 2-4 курса за год обучения Межпредметные ориентационные курсы от 8 до 18 часов до 8 курсов за год обучения
Задачи предметно- ориентированных курсов Реализовать интерес к выбранному предмету Уточнить готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору
Задачи межпредметных (ориентационных курсов) Проба кисти и пера Нефть. Какая она на вкус? Химия нашего организма Личная экономика Создавать базу для ориентации в мире современных профессий Познакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации
Подходы к разработке курсов по выбору 1. Деятельностный. Знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля. 2. Фундаментальный. От простого к сложному. От фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям. 3.Прагматичный. Приобретение знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. 4. Универсальный. Содержание строится вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки.
Примеры предметных (пробных) курсов Химия – наука экспериментальная «Металл из Атлантиды» - цинк Что случилось на земле, когда во вселенной еще ничего не было? Занимательная грамматика и орфография Вы и мир инвестиций Свет – что же это – волна или частицы?
Примеры межпредметных (ориентационных) курсов Физика и техника Конституционная экономика Деловой русский язык Юный журналист Математическая статистика Офисные технологии. Делопроизводство Художественная обработка материалов. Ремесла Превентивная медицина
Способы реализации курсов по выбору Посредством сети нескольких учебных заведений (школы, лицеи, гимназии, НПО и др.) На базе одного учреждения образования в котором создается сеть На базе ресурсов информа- ционной образова- тельной сети – виртуальное обучение
Варианты организации курсов с использованием Internet Участие в телекоммуникационных проектах Дистанционное обучение (ресурсный центр-школа) Виртуальные обзорные экскурсии, научные экспедиции