8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Министр Владимир Иванович Гончаренко
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В рамках республиканской программы Информатизация системы образования проводится периодический мониторинг состояния информатизации общеобразовательных школ. По состоянию на конец 2004 года более 90% базовых и средних общеобразовательных школ и школ-интернатов оснащено компьютерной техников для обеспечения учебного процесса, в том числе доступ к сети Интернет имеет более 25% учреждений, на один компьютер приходится 35 учеников. Все высшие учебные заведения оснащены компьютерной техникой. В рамках республиканской программы Информатизация системы образования проводится периодический мониторинг состояния информатизации общеобразовательных школ. По состоянию на конец 2004 года более 90% базовых и средних общеобразовательных школ и школ-интернатов оснащено компьютерной техников для обеспечения учебного процесса, в том числе доступ к сети Интернет имеет более 25% учреждений, на один компьютер приходится 35 учеников. Все высшие учебные заведения оснащены компьютерной техникой. Обучение ряду современных специальностей в области ИКТ, экономики, финансов, государственного и бизнес-управления осуществляется по средствам дистанционного образования. Услуги дистанционного образования предоставляют ведущие ВУЗы страны: - Белорусский государственный университет - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - Академия управления при Президенте Республики Беларусь - Высший государственный колледж связи при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Главными целями развития ДО в Республике Беларусь является наиболее полное обеспечение потребностей и прав граждан на получение образования, предоставление широким кругам населения равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала на основе современных информационно- коммуникационных технологий.
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Исходя из целей развития ДО в Республике Беларусь поставлены следующие основные задачи: - создать специализированные информационно- образовательные среды и курсы ДО для всех уровней образования и различных социальных групп населения - разработать методы и средства ДО, методические материалы, программы, курсы и их сопровождение - усовершенствовать и развивать телекоммуникационную инфраструктуру для реализации технологий дистанционного обучения, включая развитие сетей НИКС, UNIBEL, BASNet, БГУ и БелПак.
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Создаваемая система ДО ориентирована на реализацию следующих основных принципов: - непрерывность – обеспечение дистанционного образования на всех уровнях традиционной системы образования Республики Беларусь – общего среднего образования, профессиональной подготовки, среднего специального, высшего, дополнительного, последипломного образования - интеграция – создание виртуальной электронной библиотеки учебных дистанционных курсов, банков данных и баз знаний с защитой соответствующих авторских прав - диверсификация – учет необходимости адаптации технологий обучения к разнообразным местным условиям учреждений ДО. В частности, может разрабатываться, поддерживаться и использоваться такая технологическая система разработки учебных курсов, которая позволяет представлять и использовать их на различных технологических платформах (Интернет, видео, кейсы и т.д.), наиболее приемлемые для того или иного учебного заведения
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ На сегодняшний день в Республике Беларусь используются пять основных технологий дистанционного обучения, такие как: - 1. Сетевая технология – технология ДО, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникаций для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателями (тьютерами), администратором и обучаемым - 2. Интернет/интранет технология – технология ДО, базирующаяся на использовании современных образовательных оболочек, которые включают инструментарий индивидуального, группового, тренингового обучения, формы интерактивного взаимодействия студента с преподавателем и друг с другом, а также групповое проектирование и администрирование учебного процесса на основе широкого использования глобальной и локальной компьютерных сетей - 3. Кейс-технология – технология ДО, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно- методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения студентами или слушателями при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным и дистанционным способом - 4. Мультимедиа-технология – набор мультимедийных учебников, которые содержат большой объем аудио-, видео- и текстового учебного материала на одном CD. Все мультимедийные учебники соответствуют современным требованиям к обучающим программам: интерактивность, контроль пройденного материала, тестирование и оценка знаний - 5. Телевизионная технология – технология ДО, базирующаяся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно- методических атериалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Организационная структура системы дистанционного обучения Министерства образования Республики Беларусь Научно-методический совет Министерства образования Республики Беларусь Национальный центр дистанционного обучения Региональные центры ДО Базовые центры ДО Научно-методический совет Министерства образования Республики Беларусь Национальный центр дистанционного обучения Региональные центры ДО Базовые центры До