Зачем нам нужно принимать новый стандарт сейчас, если еще не прошло 10 лет с принятия стандарта 2004 года? Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах.
Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» 1. Новое поколение образовательных стандартов. Обновлённое содержание образования. 2. Талантливые дети. Система поиска и поддержки. 3. Учитель. Разработать систему морального и материального стимулирования педагогов и пополнение школ новым поколением учителей. 4. Школа. Новые нормы проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. 5. Здоровье школьников. Индивидуальный подход, минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения.
Реальными заказчиками современной школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства. Реальными заказчиками современной школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.
Методологическая основа нового стандарта системно-деятельностный (компетентностный) подход: целью образования становится не только и не столько освоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования. системно-деятельностный (компетентностный) подход: целью образования становится не только и не столько освоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования.
Ключевые компетенции отечественного образования Ценностно-смысловые компетенции Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Общекультурные компетенции Информационные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Компетенции личностного самосовершенствования
Деятельностный подход в построении стандарта умения организовывать свою деятельность умения организовывать свою деятельность умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли ключевые (универсальные) навыки ключевые (универсальные) навыки
Введение новых стандартов повлечёт за собой коренные изменения в системе среднего образования: объединение воспитательной и обучающей деятельности в единую образовательную деятельность; объединение воспитательной и обучающей деятельности в единую образовательную деятельность; перестройка системы профессиональных взглядов учителя, так как он уже не является простым транслятором знаний, а ученик не является простым объектом педагогического воздействия; перестройка системы профессиональных взглядов учителя, так как он уже не является простым транслятором знаний, а ученик не является простым объектом педагогического воздействия; усложнение учебного процесса с точки зрения организации и с точки зрения содержания; усложнение учебного процесса с точки зрения организации и с точки зрения содержания; увеличение «бумажной» работы педагога, объёма документации, которую он должен вести; увеличение «бумажной» работы педагога, объёма документации, которую он должен вести; в условиях сельской школы возникнут трудности в создании индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. в условиях сельской школы возникнут трудности в создании индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Для успешного внедрения в практику новых образовательных стандартов необходимы следующие ресурсы: кадры (увеличение процента молодых педагогов, повышение квалификации действующих педагогов, переориентация их на новые требования к образованию); кадры (увеличение процента молодых педагогов, повышение квалификации действующих педагогов, переориентация их на новые требования к образованию); финансы (увеличение фонда оплаты труда для оплачивания дополнительных видов деятельности); финансы (увеличение фонда оплаты труда для оплачивания дополнительных видов деятельности); время для осмысления новых стандартов, повышение квалификации, создания новых образовательных программ, освоения новых методик и технологий; время для осмысления новых стандартов, повышение квалификации, создания новых образовательных программ, освоения новых методик и технологий; техническое обеспечение (оборудование лабораторией, компьютерная, офисная техника, Интернет и т. д.). техническое обеспечение (оборудование лабораторией, компьютерная, офисная техника, Интернет и т. д.).
Успешному внедрению новых стандартов могут способствовать следующие меры: повышение квалификации педагогов через проведение курсов, обучающих семинаров и т. д. повышение квалификации педагогов через проведение курсов, обучающих семинаров и т. д. оказание психологической помощи членам педагогических коллективов в условиях коренной ломки привычной образовательной системы; оказание психологической помощи членам педагогических коллективов в условиях коренной ломки привычной образовательной системы; увеличение ассигнований на организацию образовательного процесса, материальная поддержка школы; увеличение ассигнований на организацию образовательного процесса, материальная поддержка школы; методическая и консультативная помощь руководителям ОУ, внедряющим в практику работы новые стандарты; методическая и консультативная помощь руководителям ОУ, внедряющим в практику работы новые стандарты; материальное поощрение ОУ – участников эксперимента по внедрению новых образовательных стандартов. материальное поощрение ОУ – участников эксперимента по внедрению новых образовательных стандартов.
Как мы начинаем: Нормативно-правовая база. Нормативно-правовая база. Основная образовательная программа. (примерная образовательная программа 1 ступени) Основная образовательная программа. (примерная образовательная программа 1 ступени) Принятие к реализации в начальной школе с 2009 – 2010 учебного года УМК «Перспективная начальная школа». Принятие к реализации в начальной школе с 2009 – 2010 учебного года УМК «Перспективная начальная школа».