ЦЕНТР ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАО ИНСТИТУТ ПЕДИАТРИИ И РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА СО РАМН Е.Н.ДЗЯТКОВСКАЯ, д.б.н. Л.И.КОЛЕСНИКОВА, д.мед.н. А.Н.ЗАХЛЕБНЫЙ, д.пед.н. ВНИМАНИЕ! Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью Института содержания и методов обучения РАО и автора презентации. При их воспроизведении в любом виде (устном или письменном) ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ !
Информационный стресс УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Способы получения, обработки, кодирования Способы эмоциональной, волевой, личностной регуляции учебной деятельности Интегральные регуляторные системы Гипоталамус Вегетативные центры Стресс-эффекты Симпатоадрено- медулярная система Гипоталамо- гипофизарно- надпочечниковая система НАРУШЕНИЯ РОСТА, РАЗВИТИЯ, СОЗРЕВАНИЯ РАССТРОЙСТВА НС, ССС, ЖКТ, АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ
Сравнение состояния здоровья детей, отличающихся когнитивными стилями Полезависимость «синтетики» Поленезависимость «аналитики» 1 группа 2 группа3 группа 4 группа 1 группа – Практически здоровые 2 группа –Органические неврологические нарушения 3 группа – Невротические нарушения 4 группа – Функциональные нарушения ЖКТ и ССС
Работа школы по охране здоровья обучающихся Условия УВП Учебно-познавательная деятельность Развивающее образование Содержание образования Санитарные правила Психологическое сопровождение Методы, средства обучения и учения Педагогическое сопровождение - повышение квалификации учителей - просвещение родителей - школьное расписание - режим двигательной активно- сти Медицинское сопровождение, медицинская профилактика
Выявление группы риска детей по формированию психосоматических изменений и нарушений в связи с их индивидуально- типологическими особенностями Выяснение направленности оптимизации учебной деятельности ребенка для дальнейшего его оздоровления
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ Индивидуальный стиль учебной деятельности Снижение физиологической «цены» обучения Саморегуляция функционального состояния Устойчивость к информационным стрессам Самообразование и саморазвитие Развитие общей культуры современного человека Оптимизация учебной деятельности через содержание обучения По данным Центра теории и методики экологического образования Института содержания и методов обучения РАО) и ВСНЦ СО РАМН Патент (027356). ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ По данным Центра теории и методики экологического образования Института содержания и методов обучения РАО и ВСНЦ СО РАМН ДЕТИ С СОХРАНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТИ С УХУДШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - СФОРМИРОВАНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ + УМЕНИЯ РЕГУЛИРОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «Я – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ТАКОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ) - НЕ СФОРМИРОВАНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ЕСТЬ ЗНАНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ - НЕТ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Динамика изменения здоровья детей в зависимости от содержания образования (начальная школа: 1- 4 классы, слепой эксперимент) По данным ВСНЦ СО РАМН и Центра теории и методики экологического образования Института содержания и методов обучения РАО Нет системы развивающего образования в области экологии, здоровья, безопасности жизни 1 класс 4 класс При одинаковом, стандартном, медико-психологическом сопровождении I - II III IV контроль эксперимент Есть система развивающего образования в области экологии, здоровья, безопасности жизни
Эксперимент ПДЗ = 24% Контроль ПДЗ = - 7% Показатель динамичности здоровья (ПДЗ) в экспериментальных классах по сравнению с контрольными: число детей с положительной динамикой (по группе здоровья) минус число детей с отрицательной динамикой (по группам здоровья), результат разделить на общее число детей Образование в области экологии, здоровья, безопасности жизни: динамика групп здоровья с 1 по 9 класс По данным СО РАМН IV II III II III I I 1 класс 5 класс 9 класс
Э К О Л О Г И Я З Д О Р О В Ь Е Б Е З О П А С Н О С Т Ь
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЙКАЛЬСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ШКОЛА» Управление общего и профессионального образования Иркутской области Иркутский институт повышения квалификации работников образования Институт содержания и методов обучения (ИСМО) Российской Академии образования (РАО) Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики администрации Читинской области Забайкальский государственный педагогический университет Комитет образования администрации Агинского Бурятского автономного округа Управление образования Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН
ПЛЕНУМЫ БАЙКАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ НАУЧНОГО СОВЕТА ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ РАО. УМК «ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (1-11 кл.) ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОНФЕРЕНЦИИ, ЛЕТНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЙКАЛЬСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ШКОЛА» ПРОЕКТЫ
Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью Института содержания и методов обучения РАО, Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН и авторов презентации. При их воспроизведении в любом виде (устном или письменном) ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ !