Организация внедрения дистанционных образовательных технологий в Краснощёковском районе
Цель обучения научить обходиться без учителя Э. Хаббард
ВОПРОС 1: Что такое дистанционные образовательные технологии?
ДОТ - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ: при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании; при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики); при осуществлении текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся.
ВОПРОС 3: Актуально ли внедрение ДОТ в систему образования Алтайского края?
Значительную долю школ Алтайского края составляют удалённые малокомплектные образовательные учреждения. Сельские школы часто сталкиваются с проблемой отсутствия учителей-предметников в селе и даже районе. Из-за сильных морозов случаются многочисленные пропуски занятий в зимний период. Ежегодно определённое количество детей обучаются индивидуально на дому по состоянию здоровья. Применение ДОТ способствует обеспечению доступности качественного образования учащимся независимо от места проживания, климатических условий и состояния здоровья учащихся.
ВОПРОС 4: В чём состоит сущность внедрения ДОТ в систему образования Алтайского края?
Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в систему образования Алтайского края осуществляется в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования.
Цель: обеспечение доступности качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.
Задачи: обеспечить разработку нормативно- правового обеспечения применения ДОТ; создать технические условия и обеспечить техническое сопровождение внедрения; обеспечить повышение квалификации и методическую поддержку педагогов и ОУ, внедряющих ДОТ; обеспечить создание и функционирование системы контроля и мониторинга внедрения ДОТ.
Проект начал воплощаться в крае в 2011 году. Были определены 29 муниципалитетов и 37 пилотных школ, которые начали внедрять ДОТ в процесс обучения. По межшкольной модели работают 16 школ, 7 – по малокомплектной и 14 – по внутришкольной.
ВОПРОС 5: Что необходимо для внедрения ДОТ в общеобразовательном учреждении?
Нормативно-правовые условия: приказ Министерства образования и науки РФ 137 от 6 мая 2005 г.; приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи 2783 от г.; приказ по МОУО; приказ по школе.
Кадровые условия: наличие в образовательном учреждении руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки; образовательным учреждением организуется повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно- вспомогательного персонала.
Программно-технические условия: Интернет: потребуется подключение рабочих мест со скоростью не менее 512 кбит/сек., оптимально 1 Мбит/сек. Компьютеры: потребуется мобильный компьютер, оснащённый веб-камерой, колонками, наушниками, имеющий достаточную производительность для работы с ЦОРами и видеоресурсами.
Электронные образовательные ресурсы: потребуются электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОРы или ЦОРы), дополнительно к имеющемуся печатному УМК, для самостоятельной и практической работы обучающегося. Среда обучения: в качестве платформы для размещения учебных и информационных материалов, а также учебной коммуникации, фиксации результатов обучения оптимально использование АИС «Сетевой город. Образование» в комплексе с Moodle.
Учебно-методические условия: Образовательная программа ОУ должна содержать информацию о преподавании определённых предметов с применением ДОТ, в пояснительной записке должны быть указания на предмет учебного плана, который преподаётся с использованием ДОТ.
ВОПРОС 6: Для какой аудитории учащихся вводятся ДОТ?
Целевая аудитория: дистанционное обучение требует достаточного высокого уровня самостоятельности обучающихся, которая во многом зависит от мотивации к изучению предмета. Наиболее оптимальная целевая аудитория дистанционного обучения в году - это учащиеся 9-11 классов. В последующие 2 года предполагается внедрение ДОТ в преподавание предметов с 5 класса.
Ученик, обучающийся с использованием ДОТ, должен быть зачислен в то учреждение, которое реализует преподавание предметов с использованием ДОТ.
ВОПРОС 7: Кто будет отвечать за внедрение ДОТ?
Ответственность за внедрение ДОТ возлагается на следующих лиц: На уровне МОУО: за техническое обеспечение муниципальных ответственных за информатизацию; за организационное и методическое обеспечение специалистов МОУО, занимающихся учебной и методической работой.
На уровне образовательного учреждения: за техническое обеспечение учителей информатики или других лиц, ответственных за обслуживание техники и локальных компьютерных сетей; за организационное и методическое обеспечение заместителей руководителей ОУ по учебно- воспитательной работе.
ВОПРОС 8: Как будет строится взаимодействие школ в рамках ДОТ?
Модели взаимодействия в рамках ДОТ внутришкольнаямежшкольнаямалокомплектная
Особенности внутришкольной модели: ДОТ используются с учениками своей школы.
Особенности межшкольной модели: школы, реализующие данную модель, не только используют ДОТ для обучения учащихся своей школы, но также активно распространяют инновационный опыт, проводят мероприятия муниципального и краевого уровня с применением ДОТ.
Особенности малокомплектной модели: работает в рамках одного юридического лица, например, базовая школа - филиал. учащиеся обучаются с помощью педагогов из базовых школ в дистанционной форме, за исключением итогового контроля; администрация привлекает педагога из базовой школы для дистанционного обучения детей, организует учащихся для участия на удалённых уроках; учителя базовых школ работают в малокомплектной школе на основе совместительства.
Модели, как показывает опыт пилотных школ, существуют параллельно, например, в школе могут сочетаться все три модели: малокомплектная, внутришкольная и межшкольная.
ВОПРОС 9: Что планируется сделать в году ?
МероприятияСодержание Уровень ответственност и 1. Расширение состава участников проекта Расширение списка школ участников проекта (Согласно краевого Приказа 1671 от года в Краснощёковском районе в список пилотных школ, внедряющих ДОТ с 2012 года, включены МБОУ «Краснощёковская СОШ 1» и МБОУ «Маралихинская СОШ» - обе школы по межшкольной модели взаимодействия). Расширение списка учителей для реализации дистанционного обучения (В МБОУ «Маралихинская СОШ» в список учителей, реализующих ДОТ с 2012 года включены, учитель истории и обществознания и учитель биологии и химии) Краевой Муниципальный Перспективный план дистанционного обучения на гг.
МероприятияСодержание Уровень ответственности 2. Корректировка нормативно- правовой базы новых школ участников проекта Корректировка пояснительных записок к учебному плану (В образовательную программу и пояснительную записку к учебному плану МБОУ «Маралихинская СОШ» внесены соответствующие дополнения) Корректировка рабочих программ педагогов (Произведены корректировки рабочих программ педагогов по истории и биологии) Школьный
МероприятияСодержание Уровень ответственности 3. Реализация методической и технической поддержки Оказание методической и технической поддержки школам (На сайте АКИПКРО в разделе «Проекты» открыта страница ДОТ; в крае начало работу сетевое педагогическое сообщество по внедрению ДОТ; библиотечно-информационные центры (БИЦ) будут оснащены 5 рабочими местами учеников: либо комплектами ноутбуков из 5 штук, либо комплексами на основе «тонких клиентов», которые включают 1 главный компьютер и 5 рабочих мест учащихся). Краевой
МероприятияСодержание Уровень ответственности 4. Учебно- методическое обеспечение Повышение квалификации педагогов (Представители МОУО и пилотных школ района приняли участие в краевом семинаре по теме: «Внедрение ДОТ на базе библиотечно-информационных центров», прошедшем 21 сентября на базе АКИПКРО; в октябре-ноябре планируется прохождение курсов ПК учителями пилотных школ, которые будут осуществлять дистанционное обучение). Подготовка методических рекомендаций и пособий Краевой
ВОПРОС 10: Какие результаты должны быть достигнуты?
Каждая пилотная школа создаст свою программу реализации межшкольной модели ДОТ. Педагоги, реализующие ДОТ должны: - создать и в течение учебного года вести мастер- классы (не менее одного от школы) по различным вопросам применения ДОТ; - организовать дистанционное мероприятие (не менее 1 в полугодие), например, предметный марафон, конкурс портфолио учащихся и т.п., для педагогов или учащихся школ района или края; - провести вебинары (не менее 1 в квартал) для педагогов района или края.
ВОПРОС 11: ВОПРОС 11: Какие перспективы у данного проекта в ближайшем будущем? Какие перспективы у данного проекта в ближайшем будущем?
К 2020 году планируется достичь следующих качественных изменений: 1.Значительное повышение профессионального уровня кадрового ресурса по вопросам ДОТ. 2.Обеспечение современных условий для реализации обучения с применением ДОТ. 3.Повышение уровня обеспеченности образовательного процесса методическими и учебными материалами, необходимыми для реализации образовательной программы с применением ДОТ.