Политические и правовые учения Древнего мира Презентацию выполнила: Железова Марина Студентка 1 курса Политология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
царский ( гг. до н. э.); республиканский (50928 гг. до н. э.); императорский (27 г. до н. э. 476 г. н. э.).
Advertisements

СРС по Истории политических и правовых учений: на тему: «Политико-правовые учения Древней Греции» Выполнил: студент 5 курса Токарев Святослав.
Мо-Цзы (ок. 470 ок. 391 до н. э.) Астанина Наталья.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УЧЕНИЙ Выполнили студенты группы Дирз р. Пономоренко М., Арынгазиев А., Исаков С., МухсиноваД.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Политическая мысль древнего востока
Древние мыслители о мире и человеке.. Мифы древности. Мифология-миф(предание) логос(учение)
Римское право Выполнила ученик 10 класса МБОУ Тарасинская СОШ Бухаев Александр.
Римское право Выполнила ученик 10 класса МБОУ Тарасинская СОШ Бухаев Александр.
Дошедшие до нас источники культуры Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве.
Домашнее задание : § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.
ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТЬ. 1. Вставьте пропущенные слова: А. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних _________ и древних _________.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае В VI в. до н.э. в Китае наступила эпоха «борющихся царств»,
Представления Платона о государстве и власти. Астапова Анастасия ГМФ 1-2.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
Школа моистов Школа моистов Философия Древнего Китая Устиленцева А. – ИУ-1-03.
Транксрипт:

Политические и правовые учения Древнего мира Презентацию выполнила: Железова Марина Студентка 1 курса Политология

Политические и правовые учения Древней Индии

Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты - веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре.

Как источник политической мысли наибольший интерес представляет «Ригведа» (собрание гимнов) - первый дошедший до нас памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи и «Атхарваведа» - сборник заговоров и заклинаний.

С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты. Наряду с ритой в ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения. Дхарма - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение, но вместе с тем мораль, ритуал, знание вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны - тоже дхарма.

Интересен «закон кармы», который заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не слепой судьбой, а его собственным поведением. Закон кармы представляет собой мировоззрение, при котором человек должен смириться с действительностью в ожидании награды в ином мире.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе») Автором считается Каутилья – советник царя основавшего империю Маурьев.

«Артхашастра» – наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства. Идеи «Артхашастры» выражали программу уступок со стороны светской власти и жречества.

Буддизм Формирование крупных государств сопровождалось формированием новой идеологии. Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни ( гг. до н.э.). Будда означает познавший истину, достигший просветления. Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Центральная идея буддизма- освобождение человека от мирских страданий.

Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шан-Ян

Зарождение даосизма Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Идеология раннего даосизма Отражала воззрения мелковладельческой знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

Суть даосизма Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе - сыне неба", дарующих законы дао народу.

Конфуций Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций ( гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать.

Идеология конфуцианства Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы". Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба"

Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.

Храм Конфуция в Китае

Моизм С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы – основатель школы моистов.

Моизм выражал интересы мелких собственников (земледельцев, ремесленников), положение которых было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства. Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Также считал, что для установления единства государства следует насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград.

Появление легизма Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.

Трактат «Книга правителя области Шан». Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан». Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разработали учение о технике отправления власти.

Политические и правовые учения Древней Греции

Периоды развития политико- правовой мысли Ранний период (IXVI вв. до н. э.) - связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит). Второй период (V первая половина IV в. до н. э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Третий период (вторая половина IVII в. до н. э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима (Эпикур, стоики, Полибий).

Политические и правовые взгляды софистов Софистика (от греч. «софия» – мудрость) : зародилась во второй половине V в. до н. э.; владение искусством публично доказывать свою точку зрения; учение об искусстве слова, красноречии. Наиболее известными софистами признают: Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла, Фрасимаха. Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм; не исчерпала своих возможностей и мифология.

Платон (427 – 347) Настоящее имя Платона – Аристокл, житель Афин, представитель знатного рода; по преданию свое прозвище получил от Сократа за широкие лоб и грудь. Платон получил обычное для знатного афинянина образование, рано познакомился с философией пифагорейцев, Гераклита. Автор десятков комедий, трагикомедий, 25 миниатюр-эпиграмм. Ученик Сократа. Заслуги Платона: открыл философскую школу – Академию, создал классификацию форм государства, изобрел будильник, впервые применил систему реле, возможно является автором рассказа об Атлантиде.

Взгляды Платона на государство и право Эпоха деятельности – кризис полисного строя. Логическое основание политико-правового учения – объективный идеализм; считает, что душа человека имеет 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее; выделяет такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность. Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы» Считал, что государством должны править философы, идеальное государство – государство в равной степени объединяющее элементы монархии и демократии. К неправильным формам правления относил: тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.

Аристотель ( ) Древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Родина Аристотеля греческий город-полис Стагира во Фракии. В детстве был другом будущего царя Македонии Филиппа. С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. В 41 год стал наставником и другом Александра Македонского. В 336 г. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу – Лицей. В Лицее Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Нередко учеников Аристотеля называют перипатетиками. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.

Политические и правовые взгляды Аристотеля Эпоха деятельности – кризис полисного строя. Логическое основание политико-правового учения: считал, что душа человека имеет 2 начала – разумное и волевое. Главное в жизни каждого пойти по пути добродетели, в число которых входит мудрость, скромность, щедрость. Основные работы: Аристотель является автором многочисленных работ в различных областях знаний. Применимо к истории политических и правовых учений главным трудом является «Политика» Классифицировал формы правления на правильные и неправильные. Дал определение таким категориям, как справедливость, государство, право, разделяя последнее на естественное и позитивное. Идеальной формой правления считает политию, как сочетание олигархии и демократии.

Формы правления по Аристотелю

Полибий (210 – 128) Греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления государства. Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее за Римом.

Политические и правовые взгляды Полибия Эпоха: утрата греческими полисами независимости. Логическое основание политического учения. Историзм. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира. Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства.

Политические и правовые учения Древнего Рима

Периодизация политико- правовой мысли царский ( гг. до н.э.); республиканский (50928 гг. до н.э.); императорский (27 г. до н.э. 476 г. н.э.).

Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут свое начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих Полисов. Политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

Марк Туллий Цицерон ( гг. до н.э.) Марк Туллий Цицерон – римский государственный деятель, знаменитый оратор. Цицерон родился в Риме, изучал риторику. греческий язык, ораторское искусство, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель. Благодаря своим незаурядным способностям уже в весьма молодом возрасте занимал государственные должности: был квестором (следователем), членом сената, эдилом, претором, консулом. Известен как блестящий оратор, нередко выступал перед огромной аудиторией, в судах. Цицерон всегда был сторонником республики, за что был подвергнут казни.

Политико-правовое учение Цицерона Эпоха деятельности – последний период существования республиканского Рима. Логическое основание политико-правового учения - Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков. Основные работы: «О государстве», «О законах» написаны в подражание Платону в диалоговой форме. Содержание политико-правового учения: предложил юридическое понимание государства, обосновал принцип формального равенства граждан; считал, что государство возникло вследствие необходимости защиты частной собственности, предложил собственную квалификацию форм правления; разделял право и законы на естественное и диспозитивное

Классификация форм правления государства (Цицерон) царская власть власть оптиматов народная власть смешанная власть

Римские юристы о праве и его видах В период с III в. до н.э. - III в. н. э. юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям: отвечали на юридические вопросы частных лиц; отвечали на юридические вопросы частных лиц; сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок ; сообщали формулы для ведения дела в суде. сообщали формулы для ведения дела в суде. Римские юристы пользовались огромным уважением в обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский придворные должности.

Практическая деятельность римских юристов Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права, источниками которого были: обычное право ; законы 12 таблиц; законодательство народных собраний; эдикты магистратов; сенатусконсульты; конституции императоров. К числу наиболее известных римских юристов относят Цельса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Взгляды и учения римских юристов Логическое обоснование правовых взглядов – огромное влияние на становление политико-правовых взглядов оказали идеи стоицизма, космополитизма и идеализма. Содержание правовых взглядов – определяли понятие права через понятие справедливость, произвели классификацию права на общее и частное, многие труды римских юристов легли в основу Кодификации Юстиниана. Значение деятельности: создание высокоразвитой правовой культуры, которая была перенята многими странами.

Заключение Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие. Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений (знаменитое определение государства «дело народа», данное Цицероном). Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.