СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РУДИК Г.А профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, директор Центра Современной Педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада) ПРЕЗЕНТАЦИЯ к статье « СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» 27/02/20131
СНОПК Глобальное образование Квантовая психология Время- пространство 27/02/20132
Информатика и кибернетика ПЕДАГОГИКА Физиология Психология ЭКОНОМИКА ФИЛОСОФИЯ Компетентностный подход в образовании 27/02/20133
знать и руководствоваться ценностями эпохи глобализации; уметь готовить учащихся к интеграции в современный мир; уметь реализовать компетентностный подход в обучении; быть самостоятельнным, выносливым и ответственным; уметь на уроке рационально использовать левое и провое полушарие обучающихся; уметь формировать в классе обучающую среду, которая позволяет каждому ученику реализовать максимально свой интеллектуальный, творческий и духовный потенциал; уметь подерживать на высоком уровне внутреннюю мотивацию к непрерывному обучению; иметь чувство юмора и позитивное настроение; быть оптимистом ; обладать комплексной функциональной грамотностью; быть политически, экономически, юридически, технически, социально и экологически компетенным; иметь устойчивый интерес к обучению, то есть, к самой жизни в координатах своего времени. ПОРТРЕТ 27/02/20134
увязка обучения с требованиями Времени и научного прогресса; гармония между индивидуализацией, гибкостью обучения и корпоративным обучением, ориентированным на реализацию стратеги программы развития учебного заведения; циклическая педагогическая модель в СНОПК: «знать – уметь делать – уметь жить – УМЕТЬ БЫТЬ»; системная организация методической работы в школе, ее гибкость, инновационность и адаптивность; изменение содержания в СНОПК ( от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной парадигме), применение активных методов обучения и возможностей современных информационных технологий; децентрализация и демократизация, с делегированием ответственности за результат на менеджеров образовательных учреждений; создание в образовательной учреждении индивидуальной сети формального, неформального и внеформального обучения, которая позволяет сформировать самообучающуюся организацию на основе менеджмента знаний. Требования к СНОПК ШЕСТЬ ТРЕБОВАНИЙ 27/02/20135
КАЧЕСТВА самообучающейся организации единые (современные) подходы к проектированию обучающей среды, ведущие к общему росту эффективности образования, Приоритет отдается проектной деятельности учителя; способность быстро реагировать на изменения внешней среды и укреплять свои профессиональные позиции; сильная идеология (методология) при определении стратегии организации; мотивированность и лояльность педагогов; полный «портфолио» обучения по каждому учителю; оперативный и прозрачный контроль, результативность и статистика результатов непрерывного обучения; благоприятный имидж школы и повышение ее привлекательности в глазах родителей и общества партнеров. 27/02/20136
Повышение квалификации учителей ориентирована на подготовку обучающего к интеграции в эпоху индустриальную (частично в эпоху постиндустриальную), базируясь на достижениях научного прогесса наачла 19в. – первой половины 20 в. Реализация массового компенсаторного обучения, направленного на исправление вузовского «брака» Линейная модель с одной координатой – «знать» Ограничение только знаниями, которые излагаются на формальных курсах Полное отсутствие согласованности с системой методической работы в школе, с индивидуальным планом развития школы. Организация методической работы в школе имеет «лоскутковый» характер. Выраженная тенденция изменения организационных структур повышения квалификации учителей, при этом сохраняя содержание на знаниевой парадигме обучения, использование, в основном, методов вузовской традиционной педагогики, ограничиваясь использованием компьтера на занятиях, как демнстрационное средство. Жесткая централизованная система, отсутствие выбора, функция директора строго дисциплинарна – обеспечить явку учителя на курсы согласно централизованного графика. В системе повышения квалификации учителей рассматривается только формальное обучение, которое имеет фрагментарный прерывный характер ( один раз в 5 или 3 года) и подход не направлен на непрерывное обучения учитедей. Результативность оценивается по анкетированию учителей на этапе завершения формального курса. Не предусмотрен прозрачный контроль и результативность учителя после курсов на рабочем месте. Приоритет отдается обобщению передового опыта, изучению отдельных методов и приемов, педагогических частных технологий. ДЕВЯТЬ «ловушек» 27/02/20137
Существующая СНОПК готовит педагогов для школ, которые, по словам Тоффлера, «поворачиваются назад, к исчезающей системе, а не движутся вперед к возникающему новому обществу. Их значительная энергия направлена на подготовку людей прошедшей индустриальной эпохи, экипированных для выживания в системе, которая перестанет существовать раньше, чем они сами.» Во избежание удара о будущее, следует создать СНОПК для эпохи глобализации, а для этого необходимо не только принмать правильные решения на верху, но искать цели и методы в будущем, а не в прошлом и внедрять их массово в педагогическую практику непосредственно через каждого учителя. 27/02/20138
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ РАХМЕТ 27/02/20139