Мотивация учебной деятельности и ее формирование учитель МБОУ СОШ п.Известковый Тарасенко С.И.
*В чем сущность потребности в знаниях? * Как она возникает? * Как она развивается? * Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Учебная мотивация это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ
Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. МОТИВ И ЦЕЛЬ
мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.) Такая мотивация не приводит к успеху. ТИПЫ МОТИВАЦИИ
мотивация, имеющая положительный характер. Эта мотивация выступает в двух формах. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Типы мотивации
ХАРАКТЕР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Три кита учебной мотивации ощущениеуспешности ощущение самостоя- тельности ощущение свободы выбора
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска главный источник учебной мотивации - ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. проблемное изложение материала; коллективный мозговой штурм; исследовательская деятельность
КИТ 2 Ощущение свободы выбора Ученики: Мы можем выбирать! «Мы не пешки, у нас есть выбор!» Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Учитель: «Вы можете, у вас есть такие- то варианты, да, вы это верно подметили»
КИТ 3 Ощущение компетентности Ученики: «У меня это получается, я понял, я умею!» Чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку; успех понятие индивидуальное; стимуляция – сила (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)
учение в школе ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТ Мотивация ученика - хороший показатель уровня психического благополучия ученика, показатель уровня его развития роддеятельности основная цель ? успешное усвоение знаний и умений отношение каждого ученика к учебе ЦЕЛИ ПЛАНЫ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ менее способный ученик высокие результаты в учебе
УРОВНИМОТИВАЦИИ НЕГАТИВНЫЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ УРОВНИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ Направленность на достижение успеха и вера в положительный результат Воздействие на составляющие успешной мотивации Интерес к информации познавательная активность Потребность в социальном признании; Осознание значимости происходящего основа Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особ. в семье ) Уверенность в себе ; Изучение отношения учащихся к учебным предметам Интерес к людям, организующим процесс обучения
Определение мотивации к изучаемым в нашей школепредметам Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Отметь главный мотив к изучению преподаваемых в школе предметов. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МОТИВЫ интересное содержание; интересное преподавание; предмет имеет практическое значение; уважаю учителя; хотел бы иметь дополнительные сведения; предмет необходим для поступления
Интересные упражнения и приемы для развития мотивации на уроках см. в статьях d= http://zapartu.ua/articles/nodePage.php?i d= school/clipart-school2.jpghttp://art-apple.ru/albums/vector- school/clipart-school2.jpg СОВЕТУЮ ИЗУЧИТЬ