СУИЦИД – умышленное самоповреждение со смертельным исходом Психологический смысл Снятие эмоционального напряжения Уход от создавшейся ситуации Определение понятий
Мысли ВысказыванияУгрозы Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности Суицидент – это человек Определение понятий Намерения ПопыткиПокушения Совершившийпопыткусуицида ДемонстрирующийСуицидальныенаклонности
Типы суицидального поведения Демонстративное поведение Стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы Показать как трудно справляться в жизненными ситуациями. Напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка Способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде: порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. Определение понятий
Типы суицидального поведения Аффективноесуицидальное поведение Влияние ярких негативных эмоций – обида, гнев Искаженное восприятие действительности Нет четкого плана своих действий Способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде: попытки повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами. Определение понятий
Типы суицидального поведения Продуманный план действий Готовятся к совершению суицидального действия Приводят дела в порядок Оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям родственникам и друзьям Истинное суицидальное поведение. Чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Определение понятий
«ПЕРВАЯ СТАДИЯ - ЭТО ВОПРОСЫ О СМЕРТИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ Могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» ВТОРАЯ СТАДИЯ - ЭТО СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЗАМЫСЛЫ ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И СОБСТВЕННО СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана Реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
Разрыв романтических отношений Некоторые причины суицида среди детей и подростков Потери Смерть любимого человека Потеря « лица » Физическое бессилие Давления Давление в школе Давление со стороны сверстников Давление родителей Низкая самооценка Физическая непривлека - тельность Одежда Разрыв романтических отношений Чувство изолированности Чувство одинокости Молчаливые страдания Недостаток общения
группе риска» К «группе риска» по суицидальному поведению относятся подростки: злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие Сверхкритичные к себе подростки Сверхкритичные к себе подростки С затяжным депрессивным состоянием С затяжным депрессивным состоянием Фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями Страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней Из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей Из семей, в которых были случаи суицид суицидов С нарушением межличностных отношений («одиночки»)
Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида Отсутствие планов на будущее Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку». Нарушение внимания Со снижением качества выполняемой работы Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость) Потеря аппетита или импульсивное переедание, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней Погруженность в размышления о смерти Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Вспышки гнева. Приведение своих дел в порядок раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым и вдруг начинает приводить все в порядок. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). Внешняя удовлетворенность прилив энергии Признаки готовящегося самоубийства Словесные указания или угрозы. Бессонница
Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении. Наличие актуальных жизненных ценностей Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов Выраженное чувство долга, обязательность Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков. Антисуицидальные факторы личности Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся: Учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения, уровень религиозности и боязнь греха самоубийства Проявление интереса к жизни Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия Психической напряженности
Рекомендации по профилактике детско-подросткового суицидального поведения Рекомендации по профилактике детско-подросткового суицидального поведения Нормализации стиля общения педагогов с учащимися, анализировать его отношения анализировать его отношения со сверстниками Вселять у детей уверенность в свои силы уверенность в свои силы и возможности внушать им и возможности внушать им оптимизм и надежду Вовлечению учащихс я в социально-значимые виды деятельности виды деятельности Организации школьного самоуправления самоуправления формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности жизнедеятельности Формирование компенсаторных механизмов поведения. механизмов поведения. Преодоление трудностей Устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений Формирование адекватного отношения к жизни и смерти отношения к жизни и смерти Проявлять сочувствие и понимание, осуществлять контроль за поведением ребенка.