Василий Григорьевич Перов - живописец, один из родоначальников жанровой картины.
- русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. "Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он..." (Ботин Б.Н.)
Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В. Гоголя, поэзию Н.А. Некрасова, эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского. Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Крити́ческий реали́зм художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). Василий Перов. Автопортрет Василий Перов. Автопортрет
В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858), малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860), большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).
В 1861 г. за картину «Проповедь в селе» Перов получает большую золотую медаль и право на зарубежную поездку за казенный счет, в 1862 г. отправляется в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Парижская шарманщица», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», "Парижские тряпичники").
Проповедь в селе Парижские тряпичники
К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).
Парижские тряпичники Шарманщик
Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».