ГБОУ ООШ с.Романовка Сочинение по картине Т.Н. Яблонской«Утро» (презентациия к уроку русского языка в 6 классе по учебнику М.Т. Баранова) Подготовила Зубова Н.Ф., учитель русского языка и литературы с.Романовка 2012 год
Цели урока Познакомиться с особенностями художественного описания (описа- ния помещения); подготовиться к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».
Повторение -Что вы описывали в своих сочине- ниях в 5 классе? -Чем различаются научные и худо- жественные описания? -Какие из описаний прошлого года вам запомнились? Чем? -Можно ли в художественном стиле описать помещение? - Какие художественные описания предметов вам встречались ? В чём их особенности?
Вступительное слово о художнице и её картинах Татьяна Ниловна Яблонская (1917 – 2005) – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусства Украинской ССР, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображала на своих полотнах простых людей, их труд, очень любила писать детей. Татьяна Ниловна Яблонская
Картины у Татьяны Ниловны не похожи одна на другую; бывает, поставишь рядом и удивишься: неужели их писал один худож- ник? Художник-живописец рассказывает о ми- ре, в котором мы живём, красками на холсте. Но художник не только повторяет красками то, что видит. Глядя на картину, мы понима- ем, как относится художник ко всему, о чём рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.
Тишина Картина «Тишина» рассказывает, с чего начинается работа художника. Художник всматривается в раскинувшийся вокруг мир, слушает волнение своего сердца.
Май «Прекрасный труд на прекрасной земле», - говорит Т.Н. Яблонская про крестьянскую работу. И люди, которые выполняют эту работу, кажутся ей необыкновенными, прекрасными людьми.
Лето Это вообще село, вообще девочки, вообще лето… Это наше общее лето…
Жизнь Картина «Жизнь» о том, что старуха долгую жизнь прожила, и прожила не зря, о том, что у внука вся жизнь впереди, нужная людям жизнь. Сошлись то, что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.
Юность На земле весна. От края до края холста зеленеет молодая трава. Юноша смотрит в маленькое озерко, точно оттуда, из глубины, услы- шит какие-то важные слова.
Картина Т.Н. Яблонской «Утро»
Картина «Утро» (1954 г.) – это рас- сказ о красоте наших будней. Художни- ца учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружа- ет и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахну- тую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает за- рядку. Мы с удовольствием смотрим на стройную, лёгкую фигурку девочки, за- мечаем простоту и изящество её движе- ний. Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле всё в ней про- думано и помогает художнице раскрыть свой замысел.
Фрагмент картины Т.Н. Яблонской «Утро»
Беседа по картине -Что изображено на картине? -Какое это время года? Как вы это определили? - Что делает девочка? - Как характеризует эта комната её хозяйку? Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хоро- ша наша будничная жизнь и проникаемся радостным настроением.
Составление рабочих материалов к описанию картины Просторная солнечная комна- та. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкно- венный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Бело- снежное постельное бельё. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.
Самопроверка упражнения 176 Эстамп на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной кален- дарь, льняной скатертью, длин- ной бахромой, в глиняном гра- фине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, пар- кетный пол, деревянную кро- вать, выход на балкон, огра- дительная решётка, прекрас- ную квартиру, абажур под по- толком.
Словарная работа Эстамп. Картина-оттиск, сни- мок с гравюры. Кашпо. Декоративная ваза для цветочного горшка. Резеда. Садовое травянис- тое растение с конусо- образными пахучими цвет- ками (соцветиями).
Возможная схема описания картины 1.Утро. 2.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения. 3.Девочка. 1.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения. 2.Девочка. 3.Утро.
Литература 1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, Обучение русскому языку в 5 – 6 классах: Метод. указания к учеб. Пособие для учителя / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.; Сост. М.Т. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., В.Порудоминский. Солнечная высота: для младшего школьного возраста. – М.: «Малыш», 1987.