С ИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Согласования Управления Построение предложений с деепричастием Построение предложений с однородными членами Построение сложных предложений
Н ОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ( В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ ) Причастных оборотов с определяемым словом: Газета опубликовала результаты опроса (какого?), посвященного итогам минувшего года. Приложений с определяемым словом: в городе Самаре, на реке Днепре, в деревне Абрамцеве.(не согласуются : в комедии «Ревизор», в кинотеатре «Аврора», у планеты Марс; Определений с существительными общего рода: Моя сестренка такая плакса. Моя протеже прекрасно справляется с работой, а твой протеже, к сожалению, нет.
А5 1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях. 2) В своих статьях это т журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников. 3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений. 4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
А5. 1) Собеседники укоряли друг друга в неискренности. 2) Археологические раскопки проводились согласно плану. 3) Мы заинтересовались книгами, привезенных из нового издательства. 4) Где бы я ни был, всюду обращал внимание на архитектурные постройки 19 века.
А5. 1) Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать. 20 В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов. 3) Как бы мы ни мечтали о будущем, оно все равно остается неизвестным. 4) Историческими документами, приобретающими все большее значение, являются портреты родственников декабристов.
Н ОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В сочетаниях «существительное + зависимое слово» Альтернатива (чему) Анонс (чего) Заведующий (чем) Предел (чему) Пример (чего) Вера (во что), уверенность (в чем) Преимущество (перед кем) – превосходство (над кем, чем) Памятник (кому) герою – памятник (кого) скульптора Отзыв (о чем) – рецензия (на что) – аннотация (чего)
Н ОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В сочетаниях «глагол + (предлог) + зависимое слово» Оскорбиться (чем) – обидеться (на что, на кого) Оплатить (что) – заплатить/уплатить (за что) Опираться (на что) – базироваться (на чем) Показать (что) – указать (на что) Различать (что и что) – отличать (что от чего) Рассердиться (на что) – рассержен (чем) Удивляться (чему) – удивлен (чем)
А5 1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету». 2)Мы оплатили за покупки и вышли из универсама. 3) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга. 4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
А5 1)Вопреки желанию больного его положили в больницу. 2) Нужно обязательно оплатить проезд в метро. 3) Урок-лекция впервые проведен в нашем классе. 4) Платье-халат постирано и убран в шкаф.
А5 1) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию. 2) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3) В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира. 4) Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.
П РИ УПОТРЕБЛЕНИИ ПРЕДЛОГОВ Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу употребляются с зависимым словом в дательном падеже. Предлог по в значении «после» употребляется с существительным в предложном падеже (о чем): пойти в музей по приезде в город, по предъявлении; Предлогу в со значением «внутрь» соответствует предлог из, предлогу на в значении «на поверхность чего-либо» соответствует предлог с : пойти в школу – вернуться из школы; поехать на Кавказ – вернуться с Кавказа.
Н ОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ При построении предложений с однородными членами должны соблюдаться нормы: 1.логической, лексической сочетаемости слов: Я люблю читать исторические, приключенческие, интересные книги. Я люблю читать интересные исторические, приключенческие книги. Эта книга о любви и горе, о радости жизни, о ненависти и смерти. Эта книга о жизни и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе.
Н ОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ 2.управления зависимыми словами, одинакового для всех однородных сказуемых: Понять и смириться с трудностями. Понять трудности и смириться с ними. Знакомясь с биографией писателя, они побывали в родительском доме, школе, заводе. Знакомясь с биографией писателя, они побывали в родительском доме, школе, на заводе.
А5 1) Лирический герой – один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин». 2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив. 3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан. 4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
А5 1) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет. 2) Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями. 3) Пациент обратился и лечился у этого врача. 4) Одним из первых ученых, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.
А5 1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды. 2) В поэме Блока «Двенадцать» представлена сложная система образов. 3) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе. 4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.
Н ОРМЫ ЗАМЕНЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ – ПРИДАТОЧНОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СПП И ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА Замена придаточной определительной части обособленным определением возможна в следующих случаях: 1.Если сказуемое в придаточном предложении стоит в настоящем или прошедшем времени в изъявительном наклонении: За домом шла дорога, которая спускалась вниз к реке. – За домом шла дорога, спускавшаяся вниз к реке. 2.Если союзное слово который, какой, чей стоит в именительном падеже: По краям дороги, которая ведет к реке, растут тополя. – По краям дороги, ведущей к реке, растут тополя.
3. Если союзное слово стоит в винительном падеже без предлога: Он рассматривал картину, которую написал неизвестный художник. – Он рассматривал картину, написанную неизвестным художником.
С ПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Предложение с прямой речью: Он сказал: « Я с удовольствием посмотрел этот великолепный спектакль». Предложение с косвенной речью: Он сказал, что с удовольствием посмотрел этот великолепный спектакль. Предложение с вводными словами и сочетаниями: По его словам, спектакль был великолепный.
П РАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОСВЕННОЙ И ПРЯМОЙ РЕЧИ При передаче чужой речи с помощью вводных слов, предложение строится как осложненное. По мнению автора, бесчестно пользоваться результатами чужого труда. Введение в текст цитаты оформляется как предложение с прямой речью: А.С.Пушкин пишет о своем отношении к городу на Неве: « Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…». Если цитируется часть высказывания, то эта часть, заключенная в кавычки, включается в предложение, не нарушая его грамматического строя: А.С. Пушкин пишет, что любит «строгий, стройный вид» города.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, а также формы личных глаголов употребляются с точки зрения автора, а не говорящего. « Легко живешь», - перебил он меня. Он заметил, что я легко живу.