КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Развитие науки Русские географические открытия гг. -Крузенштерн, Лисянский - 1 -е русское кругосветное путешествие Южнополярные экспедиции г.- - открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллингсгаузен и М. П. Лазарев. Исследования на Севере - Экспедиции Ф. П. Литке. Основание Русского географического общества г. - Пулковская обсерватория- деятельность В. Я. Струве. Точные науки: А.И.Лобачевский - неевклидова геометрия В.В.Петров, Э.Х.Ленц - физика электричества (электрическая дуга, электролиз, превращение тепловой энергии в электрическую) Зинин – химия органическая Медицина – Н.И.Пирогов – обезболивание. Гуманитарные науки Историческая наука - «История государства Российскаго» Н. М. Карамзина. Русское востоковедение - Труды монаха Иакинфа. Записки В. М. Головнина о Японии. Технические науки П.Л.Шиллинг - телеграф в 1832 году Б.С.Якоби - электротехника Черепановы - паровая ж/д в 1834 году. Первая железная дорога Петербург – Царское Село в 1837 г.
Образование Указ 1803 г. - разделение страны на 6 учебных округов. Высшее образование: Московский (1755), Дерптский, Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский (1834) университеты. Царскосельский и Демидовский лицеи. Институт восточных языков (Лазаревский) (1815). Инженерно-техническое и военное образование: Горный институт, Лесной институт, Технологический институт, Техническое училище (Москва), Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. Среднее образование: Гимназии с 1803 г. - в каждой губернии. Женское образование. Начальное образование.
Система образования в России Высшее образование Университеты, лицеи, институты, академии (в том числе духов- ные), педагогические институты при университетах. Только для детей дворян Среднее образование Гимназии. Учились 7 лет. Разностороннее, преимущественно гуманитарное образование. Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. Уездные училища. Учились 3 года. Изучение русского языка, арифметики, начал геометрии, истории, географии. Семинарии Для духовенства Начальное образование Приходские школы Учились 1 год - грамоте, арифметике, закону Божьему
Литература Романтизм (характерен идеализацией прошлого, индивидуализмом, исключительностью образов и сюжетов, писатель пересоздает действительность соответственно своим идеальным о ней представлениям ). Поэзия В.А.Жуковского (баллады «Людмила», «Светлана» ) К.Ф.Рылеев (поэма «Войнаровский») М.Н.Загоскин – исторические романы («Юрий Милославский, или Русские в 1612 г») А.Одоевский, В.Кюхельбекер, Д.Давыдов Раннее творчество А.С.Пушкина (поэмы «Цыгане» «Руслан и Людмила»
Литература гг. – утверждается реализм ( направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое отражение действительности) Русский баснописец И.А.Крылов А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь М.Е.Салтыков-Шедрин И.А.Гончаров
Музыка и театр М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки (оперы: «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») А.С. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость») Композиторы А.А.Алябьев, А.Л.Гурилёв «Ревизор» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова Малый театр - М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.
Архитектура Русский ампир ( характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (например, военные трофеи, крылатые сфинксы) гг. - новое здание Адмиралтейства (проект А. Д. Захарова) Начало XIX в. - здание Биржи на стрелке Васильевского о-ва (Тома де Томон и А. Д. Захаров) гг. - здание Казанского собора (А. П. Воронихин) - здание построено по образцу собора св. Петра в Риме авторства Микеланджело гг. - Исаакиевский собор (О. Монферран), Здание Генерального штаба (и арка этого здания) (К. И. Росси), Здание Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) (все -К. И. Росси). В Москве и провинции: Здание Большого театра (О. И. Бове); Здание Манежа (О. И. Бове, инженер А. А. Бетапкур); Главная работа Тона - храм Христа Спасителя в Москве
Скульптура Памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед зданием Казанского собора (Б. П. Орловский), е гг. - бронзовые скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге (П. К. Клодт), Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади (Петербург, П. К. Клодт), гг. - колонна - памятник Александру I на Дворцовой площади (О. Монферран) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (И. П. Мартос)
Живопись Академизм – классицизм в живописи К.Брюллов «Всадница». портрет - Тропинин, Кипренский Венецианов - крестьянский быт А.Федотов – сатира, реализм Иванов - «Явление Христа народу» Айвазовский - маринист