Проектная деятельность учащихся начальной школы Выступление по теме самообразования из опыта работы учителя начальных классов 1 кв.категории Келлер Ирины Александровны МОУ Казачинская СОШ с.Казачинское
Метод проектов не является сегодня принципиально новым в педагогической практике, но, тем не менее, его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающего умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Основные условия метода проектов Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания; Значимость предполагаемых результатов (теоретическая, практическая, познавательная); Применение при проектировании исследовательских (творческих) методов; Структурирование этапов выполнения проекта; Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора;
Педагогическая ценность ученического проекта определяется Возможностью осуществления его силами одного ученика или коллектива, группы; Содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; Заинтересованностью ученика в работе. –Обязательно должны присутствовать три момента: 1. выбор 2. планирование 3. критика проекта
Осуществление проектов в младших классах проблематично, но возможно. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Важно учитывать Несформированность постоянных интересов и увлечений у большинства детей; Отсутствие умений и навыков проектной деятельности Поэтому Если тема выбрана, необходимо сразу приступать к её выполнению, пока не угас интерес и не потеряна мотивация.
Сегодня процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. И одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
С целью обучения такому виду деятельности уроки в 1-ом классе обладают специфической особенностью: Направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности. Для чего подбираются задания с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Хотя в целом данные задания являются новой интерпретацией уже знакомых детям заданий.
Примерная структура работы над проектом 1 этап- Знакомство со спецификой проектной деятельности. Деление на группы ( сильные с менее сильными ); 2 этап – Формирование темы, целей ; 3 этап – Подготовительный ( План деятельности по разработке проекта. Продуктом данного этапа м.б. – альбомы, игры, таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме проекта); 4 этап – Разработка основных разделов проекта. ( Работа в группах. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди ); 5 этап – Практического применения. 6 этап – Рефлексия. (обучающий – дети приучаются анализировать «+» и «–» своей деятельности ) 7 этап – Подведение итогов.
Фрагменты работы над проектом «Весёлая Азбука» Тема: «Гласные буквы «Ю», «Я». Цель: Формирование навыков проектной деятельности на уроке «Обучения грамоте»и во внеурочное время. Задачи: Активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору нужной информации; Развивать навыки взаимодействия в группе.
Формулирование темы и целей Этапы работы: 1.Обдумывание проекта и составление плана. 2.Разработка составных частей проекта. 3.Иллюстрирование. 4.Испытание
Предполагаемые разделы: Какие звуки обозначают буквы? В какие предметы спрятались «Ю» «Я»? В каких буквах есть такие же элементы? Какие бывают азбуки? На что похожи буквы?
Буквы «Ю» «Я» 1. Какие звуки обозначают: [ й у ], [ й а ] ? Примеры: анализ слов и составление схем: Яма звуков > букв Юла звуков > букв Люстра звуков = букв
В какие предметы спрятались буквы?
На что похожи буквы ?
Театр живых букв
Из каких элементов состоят буквы? - Дети составляют буквы из элементов разрезанных букв. -Конструируют буквы из нитей и проволоки.
В каких буквах есть подобные элементы? Дети сами должны назвать буквы с одинаковыми элементами. Например: Нн, Оо, Кк, Лл, Мм (письменные буквы) Дети подбирают слова, которые начинаются с букв «Ю» и «Я»
Итог работы 1.ИСПЫТАНИЕ (на уроке) - Дети представляют либо устное сообщение о буквах «Ю» и «Я», характеризуют их, показывают рисунки на что похожи буквы, демонстрируют вылепленные буквы из солёного теста совместно с родителями. 2. Представление проектных работ «Азбуки бывают разные» 3. Праздник БУКВАРЯ: - Дети читают стихи о буквах алфавита, инсценируют игру «Живая Азбука», демонстрируют «живые» буквы и тд.