Проектирование современного урока Автор презентации: М.Г.Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО
ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ Педагогическийинструмент ОЦЕНКА УРОК РЕЗУЛЬТАТЫ Современный урок как система
Основные характеристики целей Конкретность Побудительность Достижимость
5 основных способов формулирования целей обучения 5 основных способов формулирования целей обучения (по М.В.Кларину) Через содержание Через действия учителя Через действия учащегося Через результат действий учащихся Через внутренние психические процессы на стороне учащихся
Образовательные эффекты и результаты пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения…
Образовательные продукты тексты, таблицы, схемы рисунки, модели, макеты плакаты, графики, коллажи компьютерные презентации мини-исследования проекты …
Типы целей Цели-действия Цели-результаты Цели-намерения
Сообщение целей Какое содержание учебного материала рассмотрим, на какие вопросы найдем ответы на уроке? Какие действия выполним? Какой деятельностью займемся? Какому личностному качеству уделим внимание? Какими умениями овладеем?
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Регулятивные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность. Познавательные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире. Личностные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор. Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.
ЭтапыформированияУУД Этапы формирования УУД 1) Обретение учащимися первичного опыта выполнения изучаемого УУД. 2) Входная диагностика начального уровня изучаемого УУД. 3) Знакомство учащихся с общим культурным способом (алгоритмом) выполнения этого УУД;
Этапы формирования УУД 4) отработка и применение изучаемого УУД на уроке; 5) самоконтроль и промежуточная диагностика уровня освоения изучаемого УУД; 6) контрольная диагностика уровня сформированности; 7) Рефлексия хода и результатов занятий по формированию изученного УУД.
З НАКОМСТВО С УРОКОМ Посмотрите описание урока. Соотнесите этапы урока с этапами формирования УУД. Дайте Ваш комментарий проекту учебного занятия.
Содержание урока система научных знаний, мир искусства, исторические традиции, отношения и ценностные ориентации, система деятельностей …
Вопрос Какие источники Вы используете для отбора содержания учебного занятия?
Три пространства содержания Нормативное – изложено в образовательном стандарте; обладает характеристикой устоявшегося. «Это то, что открыто вчера, а сегодня зафиксировано как важное и полезное для жизни в дне завтрашнем».
Три пространства содержания Дискуссионное – то, что работает на развитие предмета, его преобразование; это дискуссионные, проблемные вопросы, по которым нет однозначных ответов.
Три пространства содержания Смысловое – обладающее характеристикой личностной значимости для учащихся. Личностный смысл - отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности.
Вопрос Когда учебный материал с наибольшей вероятностью будет личностно значим, в каком материале учащийся скорее увидит личностный смысл?
Интересность учебного материала Занимательность, яркость подачи Новизна, необычность «Точки удивления» Артистизм учителя Связь с личностью учащегося Эмоциональная сторона содержания
Информативность учебного материала увеличивает разнообразие представлений учащихся об обсуждаемом объекте; отвечает на вопросы учащихся; помогает в адаптации к сегодняшней жизни, в решении актуальных затруднений; дает основания для выработки стратегии собственной жизни в будущем, простраивания жизненных перспектив; помогает в процессе самопознания. Прагматическая сторона содержания
Сообщение нового материала Учитель – «рекламный агент» Прежде чем что-то хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них! В результате может оказаться, что: они это уже знают и могут рассказать; еще не знают, но заинтересовались вопросом; еще не знают, но не заинтересовались вопросом; на вопрос учителя возникли неожиданные ответы, предположения учеников; на вопрос учителя возникли вопросы учащихся к учителю, к друг другу, к себе