Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО и ООО Швецова В.М., доцент, к.п.н., ст. преподаватель кафедры управления и права ГБОУ ДПО «ИРОСО» Научные интересы: «Изменение содержания управленческой деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ООО»
Основные цели системно-деятельностного подхода 1. Подход направлен на личностное развитие, которое включает в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Научить учащихся самостоятельно учиться, т.е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию.
3. Системно-деятельностный подход способствует освоению ключевых компетенций, которые помогут успешно социализироваться в современном мире. Компетенции, относящиеся к самому себе Компетенции, относящиеся К деятельности Компетенции, относящиеся к взаимодействию с другими людьми
Понятие «деятельность» Краткий словарь по философии / Авт. – ост. Н.Н. Рогалевич. – Минск: Харвест, – 883 с. Деятельность (aktivity) – философская и методологическая категория с максимальным объёмом понятия (это значит, что всё может быть определенно как деятельность).
Понятие «деятельность» Тюмасёва, З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологичские тайны. – СПб, – 464 с. изменение и преобразование; 1) специфическая человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование; 2) система взаимодействия человека с миром, направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека.
Понятие «учебная деятельность» 1. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности, особая форма социальной активности. Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий – УУД.
2. Учебную деятельность можно понимать как синоним научения, учения, обучения. 3. Учебная деятельность отличается важной особенностью – изменением самого ученика, его развитием, т.е. приобретением ребенком новых способностей.
Предметное содержание учебной деятельности Усвоение знаний Овладение УУД
Средства учебной деятельности Интеллектуальные действия Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, схематизация, систематизация, конкретизация, классификация Языковые средства Знаковые средства
Способы учебной деятельности Уровни инновационной школы Репродуктивный (уровень традиционной школы) Конструктивный Проблемный Творческий Исследовательский
Продукт или результат учебной деятельности Новообразования возраста: приращения ценностные, смысловые, мотивационные. Сформированные УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Структура учебной деятельности Потребность Мотив Образовательная цель Учебная задача Система заданий Учебное действие Операции Контроль Оценка Рефлексия на каждом этапе УД
Возрастные особенности формирования учебной деятельности ВозрастОсобенности учебной деятельности Младший школьный возраст Знаменуется введением учащегося в УД, овладение всеми её компонентами, имеет ведущее значение Средний школьный возраст Идёт становление произвольности УД, овладение ребёнком её структурой Старший школьный Возраст Характеризуется использованием УД как средства самообразования, т.е. творческой исследовательской деятельности
Учитель - помни! Управленец - помни! Ребенок, пришедший в школу не обладает учебной деятельностью. Формирование учебной деятельности длительный и сложный процесс. Учебная деятельность формируется у ребёнка совместно с учителем в многомерной развивающейся образовательной среде.