Качество образования в области формирования метапредметных компетентностей и системы универсальных учебных действий Педагогический совет МОУ гимназия
План педсовета 1.«Система универсальных учебных действий (УУД) обучающихся как образовательный результат» Какушкина М.И мин 2. «Работа предметных МО по формированию системы УУД и метапредметных компетентностей» 5-7 мин МО начальной школы. Сиротина С.В. МО учителей РЯЛ. Финатова Е.Е. МО учителей математики. Шишкина Е.П. МО учителей истории и обществознания. Пономарёва С.С. МО учителей естественного цикла. Фельцан О.В. 3. Итоги работы проблемных групп по проведению пробной диагностики уровня сформированности системы УУД. Анализ диагностики метапредметных компетентностей в параллелелях: 4 классов Сиротина С.В. 7 классов. Гавриленко Л.М. 15 мин 9 классов. Фельцан О.В. 15 мин 2
Результаты образования предметные метапредметные личностные 3
Личностные результаты - готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, - социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 1
Предметные результаты - освоенные умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, - готовность к преобразованию и применению знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, - организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Структура образовательной программы ОУ I Целевой раздел 1 Пояснительная записка : 1) цель и задачи; 2) принципы и подходы к формированию программы 2 Планируемые результаты 3 Система оценки II Содержательный раздел 1 Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) 2 Программы отдельных учебных предметов, курсов 3 Программа воспитания и социализации
Программа развития универсальных учебных действий направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно- деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
Программа развития УУД 1) описание состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) 2) типовые задачи применения УУД; 3) основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
Программа развития УУД - систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; - методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия Регулятивные - ставить цели и планировать деятельность, навыки организации, волевой саморегуляции и т.д. Коммуникативные - взаимодействие с партнёрами, умение учитывать позиции других людей, выполнение определённой роли в продуктивном сотрудничестве и т.д. Познавательные - читательская грамотность - навыки работы с информацией в различных знаковых системах - методологические умения (умения различать факт, аргумент, мнение, суждение, доказательство, гипотезу, аксиому, владение различными методами познания)
Международная программа по оценке образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment) Основные области для оценки грамотность чтения математическая грамотность естественнонаучная грамотность
стран мира Россия ОУ из 45 субъектов РФ грамотность чтения места готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% математическая грамотность места PISA Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»
Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Состав теста (101 вопрос к 29 текстам) найти и извлечь (информацию из текста) – 25% интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) – 50% осмыслить и оценить (сообщение текста) – 25%
Возможно ли иначе?
Москва и Московская область 5 класс10 класс 2010 г г г г г г. 1. Методологические умения -50%67%64%54%44% 2. Общелогические умения63%53%67%36%45%34% 3. Работа с текстом62%64%62%57%65%57% 4. Работа с информацией72%76% 64%67%
ПРОБНАЯ ДИАГНОСТИКА группы проверяемых умений работа с информацией (в частности, с использованием различных знаковых систем: график, таблица, диаграмма, схема и т.п.) учебно-познавательные умения в методологии познания, исследовательской деятельности читательская грамотность (владение различными видами чтения, умения определять основную идею, явную и неявную информации, структурировать текст и т.д.) решение проблем
Востребованность метапредметных умений CHART 1 Changes in modes of travel in England between 1985 and 2000 Среднее расстояние в милях на одного человека за год Пешком Велосипед5141 Автомобиль3,1994,806 Местные автобусы Междугородние автобусы54124 Поезд Такси1342 Другие Все виды4,7406,475