ЕГЭ 2012
Первая часть : раскрытие смысла обществоведческого понятия Вторая часть : составить два предложения, содержащих информацию о том общественном явлении, которое обобщено в данном понятии
УказанияБаллы Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте 2 Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте 1 Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия 1 Максимально 2 балла
Задание : какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « экономический цикл »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом цикле. Ответ : экономический цикл – это периодически повторяющиеся подъемы и спады в экономике. Предложения : 1.Одной из фаз экономического цикла выступает депрессия 2.Экономический цикл является неотъемлемым элементом рыночной экономики
1.Уметь раскрыть смысл предъявленных понятий ( не давать строго определения, а раскрыть смысл ( содержание ). Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием ) 2. Для этого к данному видовому понятию подберите родовое ( общее ) понятие. Пример : раскрыть смысл понятия « дивиденд » ( видовое понятие ). Родовое понятие : « доход » => дивиденд – это разновидность дохода. Что отличает его от других видов дохода ? Дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой дохода владельца этой ценной бумаги
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Договор дарения, государство, акция, закон « Об образовании », труд, семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институт Вид деятельности Ценная бумага Нормативно - правовой акт
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Государство, акция, закон « Об образовании », труд, семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институт Вид деятельности Ценная бумагаДоговор дарения Нормативно - правовой акт
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Акция, закон « Об образовании », труд, семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство Вид деятельности Ценная бумагаДоговор дарения Нормативно - правовой акт
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Закон « Об образовании », труд, семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство Вид деятельности Ценная бумагаДоговор дарения, акция Нормативно - правовой акт
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Труд, семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство Вид деятельности Ценная бумагаДоговор дарения, акция Нормативно - правовой актЗакон « Об образовании »
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Семья, ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство Вид деятельностиТруд Ценная бумагаДоговор дарения, акция Нормативно - правовой актЗакон « Об образовании »
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Ваучер, игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство, семья Вид деятельностиТруд Ценная бумагаДоговор дарения, акция Нормативно - правовой актЗакон « Об образовании »
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Игра Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство, семья Вид деятельностиТруд Ценная бумагаДоговор дарения, акция, ваучер Нормативно - правовой актЗакон « Об образовании »
1.Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка. Родовое понятиеВидовое понятие Социальный институтГосударство, семья Вид деятельностиТруд, игра Ценная бумагаДоговор дарения, акция, ваучер Нормативно - правовой актЗакон « Об образовании »
3. На экзамене могут встретиться многозначные понятия – понятия, наделенные разными смыслами ( государство, экономика, закон и т. д.). Достаточно раскрыть хотя бы одно его значение. Задание : выберите из перечня понятия, которые можно отнести к многозначным. Первичная группа, общество, сословие, бюджет, законодательство, культура, наука
3. На экзамене могут встретиться многозначные понятия – понятия, наделенные разными смыслами ( государство, экономика, закон и т. д.). Достаточно раскрыть хотя бы одно его значение. Задание : выберите из перечня понятия, которые можно отнести к многозначным. Первичная группа, общество, сословие, бюджет, законодательство, культура, наука
4. Чтобы создать два предложения ( суждения ), следует расширить рамки рассматриваемого понятия : показать значение, указать дополнительное свойство, отметить функцию, охарактеризовать этап исторического развития и т. п. Пример : понятие « частная собственность » 1.Частная собственность возникла на этапе разложения родового строя ( исторический контекст ) 2.Необходимым условием предпринимательской деятельности является правовая защита частной собственности ( экономический контекст )
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « наука »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих два предложения о науке. Вариант 1: родовое понятие – « знание ». Наука – это особая система знаний, отражающая объективные закономерности развития мира и добытых специальными средствами. Вариант 2: родовое понятие – « духовная сфера » Наука – это область духовной сферы жизни общества.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « относительная истина »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине. Ответ : 1) Смысл понятия : относительная истина – это неполное, недостаточно достоверное знание об объективном мире. 2) Два предложения : « Относительная истина обусловлена определенным уровнем научного познания ». « Относительная истина является частью процесса движения к постижению абсолютной истины ».
3. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие « экономический рост »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом росте. Ответ : 1) Смысл понятия : экономический рост – это долгосрочная тенденция с увеличением реального ВВП. 2) Два предложения : « В зависимости от факторов, обеспечивающих экономический рост, различают рост экстенсивный и интенсивный ». « НТП создает предпосылки для интенсивного экономического роста ».
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « социальная стратификация »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации. Ответ : 1) Смысл понятия : социальная стратификация – это социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре. 2) Два предложения : « В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии ». « Стратификации – определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество ».
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « политический плюрализм »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме. Ответ : 1) Смысл понятия : политический плюрализм – это принцип, предполагающий представительство различных взглядов и идеологий на политической арене, их свободное конкурирование между собой. 2) Два предложения : « Современная демократия оценивается многими политологами как плюралистическая, гарантирующая участие различных политических сил в процессе выработки политических решений ». « Важнейшим проявлением политического плюрализма в современном обществе является многопартийность ».
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « закон »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о законе. Ответ : 1) Смысл понятия : закон – это письменный нормативно - правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти или непосредственно народом, содержащий обязательные нормы поведения. 2) Два предложения : « Законы регулируют общественные отношения, наиболее значимые для личности и общества ». « Для регулирования вопросов, относящихся к компетенции конституции, разрабатываются конституционные законы ».