МАОУ СОШ 59 Г. Челябинск
2 Структура и содержание программы внеурочной деятельности младших школьников МАОУ СОШ 59 г. Челябинска духовно-нравственной направленности
3 Структура программы 1 раздел - пояснительная записка 2 раздел - формы внеурочной деятельности детей духовно – нравственной направленности 3 раздел - основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы 4 раздел - условия реализации программы 5 раздел - предполагаемые результаты реализации программы 6 раздел – комплекс программ внеурочной деятельности детей духовно – нравственной направленности
4 Пояснительная записка 1. Методологическая база и теоретическая основа программы внеурочной деятельности 2. Принципы внеурочной деятельности 3. Цель внеурочной деятельности 4Задачи внеурочной деятельности 5. Основные направления духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы
Методологическая база программы внеурочной деятельности Системный подход к построению процесса внеурочной деятельности Деятельностный подход в духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников Личностно – ориентированный подход во внеурочной деятельности детей Средовый подход во внеурочной деятельности детей
Теоретическая основа программы внеурочной деятельности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков) Идеи этнопедагогики (И. Ильин, И. Ф. Гончаров, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков А.И. Лазарев) Концепция системного построения процесса внеурочной деятельности детей (В.А Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
Природосообразность Культуросообразность Народность Патриотизм Сотрудничество Сотворчество Принципы внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности Создание условий для приобщения обучающихся начальной школы к: культурным ценностям своей этнической, социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности
Приритетные задачи внеурочной деятельности формирование личностной культуры ребенка как способность к его духовному развитию, реализации творческого потенциала личности формирование семейной культуры ребенка как основа российского общества формирование социальной культуры ребенка как основа его российской гражданской идентичности
Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы в рамках воспитывающей внеурочной деятельности воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание нравственных чувств и этического сознания воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде воспитание ценностного отношения к прекрасному
Системообразующие виды деятельности и программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность (программа курса А.И. Лазарева «Народоведение») Музейно – краеведческая деятельность (программы курсов «Культура и быт народов Южного Урала» и «Наследие»)
Уровни программ и формы внеурочной деятельности Программы уровня начальной школы Программы индивидуального уровня Программы уровня первичного детского объединения и класса
Программы уровня начальной школы Виды и формы внеурочной деятельности Социальное творчество (традиционные народные праздники как коллективное творческое дело, социальная благотворительная акция, гражданский проект) Художественное творчество (выставки, фестиваль искусств, концерт, спектакли, занятия объединений художественного творчества) Проблемно – ценностное общение (торжественные мероприятия по красным датам школьного календаря) Трудовая деятельность (кружки народных ремесел – ребячьи артели, трудовой десант)
Программы уровня первичного детского объединения и класса Виды и формы внеурочной деятельности Проблемно – ценностное общение (просмотр кинофильмов, посещение театров, этическая беседа в рамках тематических классных часов, чаепитий и др.) Познавательная деятельность (познавательные беседы, предметные олимпиады и конкурсы, детские исследовательские проекты, экскурсионные поездки, посещение краеведческого музея и др.) Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, игры - путешествия по историческим и памятным местам Челябинской области)
Программы индивидуального уровня Виды и формы внеурочной деятельности Познавательная деятельность (индивидуальные познавательные беседы, детский исследовательский проект, и др.) Проблемно – ценностное общение (индивидуальные занятия со специалистами, «крепкий орешек», этическая индивидуальная беседа, доброе слово и совет) Художественное творчество (индивидуальные занятия и репетиции с педагогами дополнительного образования детей, индивидуальные выставки одаренных детей)
Ресурсное обеспечение как условие реализации программы Нормативное организационное кадровое мотивационное учебно-методическое материально-техническое финансовое
17 Нормативное обеспечение Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Субмуниципальный уровень Институциональный (школьный) уровень: - Программа внеурочной деятельности МАОУ СОШ 59 г. Челябинска - Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ СОШ 59 г. Челябинска
Кадровое обеспечение – подбор, расстановка и повышение квалификации педагогических кадров Педагоги, реализующие внеурочную деятельность – 42 чел.: Высшая квалификационная категория – 38 чел. Почетные работники общего образования – 4 чел. Награждены Грамотой МОиН РФ – 6 чел.
Учебно – методическое обеспечение как основа внеурочной деятельности программы учебные пособие методические разработки демонстрационные и раздаточные материалы контрольно – измерительные материалы
Материально – техническое обеспечение Информационный центр (медиацентр) Актовый зал Игровой зал Классные кабинеты Краеведческий музей Музей культуры и быта народов Урала Фойе и рекреации школы
Три уровня предполагаемых результатов 1-й уровень – приобретение младшими школьниками социально - этических знаний, первичного понимания базовых национальных ценностей и их роли в повседневной жизни 2-й уровень – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества 3-й уровень – получение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действия