Человек Подготовка к ЕГЭ
Вопросы для повторения: Ч. как продукт биологической, социальной и культурной эволюции: биосоциальная сущность человека; содержание понятий человек, индивид, личность; Ч. как продукт биологической, социальной и культурной эволюции: биосоциальная сущность человека; содержание понятий человек, индивид, личность; потребности и способности Ч.: связь потребностей и деятельности Ч.; основные подходы к классификации потребностей; краткая характеристика уровней развития способностей Ч.; роль биологических и социальных факторов, деятельности Ч. в развитии способностей; потребности и способности Ч.: связь потребностей и деятельности Ч.; основные подходы к классификации потребностей; краткая характеристика уровней развития способностей Ч.; роль биологических и социальных факторов, деятельности Ч. в развитии способностей;
(продолжение) деятельность Ч., её основные виды: понятие деятельность; структура деятельности; отличия деятельности Ч. от активности животных; основные подходы к типологии деятельности; краткая характеристика основных видов деятельности Ч. (общение, учение, труд и т.д.); деятельность Ч., её основные виды: понятие деятельность; структура деятельности; отличия деятельности Ч. от активности животных; основные подходы к типологии деятельности; краткая характеристика основных видов деятельности Ч. (общение, учение, труд и т.д.); деятельность и творчество: понятие творчество; специфика творческой деятельности; деятельность и творчество: понятие творчество; специфика творческой деятельности;
(продолжение) личность и её социализация и воспитание: соотношение понятий личность и индивидуальность; основные подходы к определению понятия социализация; цели и механизмы, агенты социализации; воспитание и его роль в социализации личности; самовоспитание; личность и её социализация и воспитание: соотношение понятий личность и индивидуальность; основные подходы к определению понятия социализация; цели и механизмы, агенты социализации; воспитание и его роль в социализации личности; самовоспитание; самопознание: сущность самопознания; самопознание и самореализация Ч.; самопознание: сущность самопознания; самопознание и самореализация Ч.;
(продолжение) свобода и ответственность личности: основные подходы к определению понятия свобода; свобода в деятельности Ч.; проблема границ свободы; диалектическое единство свободы и ответственности личности. свобода и ответственность личности: основные подходы к определению понятия свобода; свобода в деятельности Ч.; проблема границ свободы; диалектическое единство свободы и ответственности личности.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции В чём заключается биосоциальная сущность человека? В чём заключается биосоциальная сущность человека? Раскройте понятия Раскройте понятия человек, индивид, личность. Чем они отличаются друг от друга? человек, индивид, личность. Чем они отличаются друг от друга?
Чем человек отличается от животного? человек говорит ходит на двух ногах производитдумаетсоздаёт
Потребности и способности человека Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Классификация потребностей Естественные (биологические) – потребность людей во всём том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Естественные (биологические) – потребность людей во всём том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Социальные – определяются принадлежностью человека к обществу, потребностью в трудовой деятельности, созидании, творчестве, признании, достижениях, дружбе, любви, общении. Социальные – определяются принадлежностью человека к обществу, потребностью в трудовой деятельности, созидании, творчестве, признании, достижениях, дружбе, любви, общении. Идеальные (духовные) – потребность людей во всём том, что необходимо для духовного развития человека. Идеальные (духовные) – потребность людей во всём том, что необходимо для духовного развития человека.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. С. проявляются не в самих знаниях, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.
Высокие уровни проявления способностей: Высокие уровни проявления способностей: Талант – сочетание способностей, дающее его обладателю возможность успешно, самостоятельно и оригинально, новаторски решать какую-либо сложную задачу деятельности. Талант – сочетание способностей, дающее его обладателю возможность успешно, самостоятельно и оригинально, новаторски решать какую-либо сложную задачу деятельности. Гениальность – высший уровень развития способностей, дающий личности возможность достичь эпохального прорыва в развитии какой- либо области деятельности. Гениальность – высший уровень развития способностей, дающий личности возможность достичь эпохального прорыва в развитии какой- либо области деятельности.
Деятельность – форма активности, направленная на преобразование окружающего мира; форма активности, направленная на преобразование окружающего мира; целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя. целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности Цель Средства её достижения Результат ОбъектСубъект
Черты деятельности сознательность продуктивность преобразующий характер общественный характер
Виды деятельности игровая учебная трудовая духовная творческая
Классификация видов деятельности в зависимости от хода истории, общественного прогресса прогрессивная реакционная созидательная разрушительная
Классификация видов деятельности в зависимости от общественных сфер экономическая политическая социальная духовная (культурная)
Познание – присвоение знаний, овладение ими. Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самоё себя. Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самоё себя. Сверхсознание – высшие, наиболее интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствования.
Виды познания Обыденное (практичес- кое) НаучноеОбразноеФилософское и религиозное Совершается в повседневном жизненном опыте – в труде, общении, каждодневных занятиях Главный источник рациональных знаний людей о мире Характерно для искусства, художественной культуры Проявляется в формировании различных представлений о мире
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Каковы биологические черты человека? Каковы биологические черты человека? Какие качества человека имеют социальную природу? Какие качества человека имеют социальную природу? Каково соотношение биологического и социального в человеке? Каково соотношение биологического и социального в человеке?
1. Какому понятию соответствует определение: «Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле»? «Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле»?
2. Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. 1) Способность к преобразовательной деятельности 2) Стремление к самопознанию 3) Умение адаптироваться к природным условиям 4) Устойчивые взгляды на мир и своё место в нём 5) Потребность во сне, дыхании, пище 6) Способность к самосохранению Цифры запишите в порядке возрастания
3. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Природные свойства человека определяют его социальные качества. Б. И человек, и животное способны адаптироваться к природным условиям. 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
4. Как называются индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью? Как называются индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью?
5. Какая из перечисленных потребностей свойственна и человеку, и животному? 1) В самопознании 2) В воспроизведении потомства 3) В общественном признании 4) В совместном труде
6. Анализируя поведение людей, психологи иногда говорят о подлинных и мнимых потребностях. Покажите на конкретном примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности (в каждом случае приведите пример потребности и последствия её удовлетворения). Анализируя поведение людей, психологи иногда говорят о подлинных и мнимых потребностях. Покажите на конкретном примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности (в каждом случае приведите пример потребности и последствия её удовлетворения).
7. Учёные полагают, что активность животных в основном предопределена генетически наследуемыми инстинктами, многие из которых были основательно расшатаны или стёрты в процессе социальной жизни человека. Приведите три доказательства влияния социальных факторов на биологические основы жизни человека. Учёные полагают, что активность животных в основном предопределена генетически наследуемыми инстинктами, многие из которых были основательно расшатаны или стёрты в процессе социальной жизни человека. Приведите три доказательства влияния социальных факторов на биологические основы жизни человека.
8. Установите соответствие понятий и их определений: к каждой позиции в левом столбце подберите позицию из правого столбца: ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1) Идеальный образ желаемого результата человеческой активности 2) Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности 3) Нужда в чём-либо, требующая удовлетворения ПОНЯТИЕ А) потребность Б) цель В) деятельность
9. Назовите отличия между деятельностью человека и деятельностью животного. Назовите отличия между деятельностью человека и деятельностью животного.
10. Какая из названных черт характеризует и деятельность человека, и активность животных? 1) целеполагание 2) удовлетворение потребностей 3) сознательный выбор орудий 4) самоконтроль
11. Какая из названных черт присуща игре? 1) создание экономических благ 2) реализация потребности в отдыхе 3) наличие элементов творчества 4) применение орудий
12. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения? Общение - это А. элемент любой совместной деятельности Б. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями 1) верно только А; 3) верны оба суждения; 2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Классификация видов деятельности по характеру и направленности деятельности Прогности- ческая Социально- преобразова- тельная Познава- тельная Ценностно- ориентацион- ная Определение перспектив дальнейшего развития какого-либо явления или процесса Целенаправлен ная коррекция общественных реалий Расширение знаний об окружающем мире Личностная окраска какой- либо социальной информации
13. Реализация правительством намеченных экономических реформ представляет собой, в первую очередь, деятельность 1) прогностическую 2) социально-преобразовательную 3) познавательную 4) ценностно-ориентационную
14. Установите соответствие понятий и определений ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1) Отдельно взятая особь homo sapiens homo sapiens 1) Набор уникальных, неповторимых свойств человека 2) Набор социально значимых качеств человека, приобретённых им в процессе социальной жизни ПОНЯТИЕ А) личность Б) индивид В) индивидуальность Расставьте буквы по порядку.
15. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность является продуктом биологической эволюции. Б. Определяющее влияние на формирование личности оказывает общество. 1) верно только А; 3) оба суждения верны; 2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода личности – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями. Б. Свобода личности ограничена интересами других людей, общества в целом. 1) верно только А; 3) оба суждения верны; 2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
17. Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? 1) воспитательную 2) социального контроля 3) социально-статусную 4) хозяйственно-бытовую