Проблемы достижения мирового уровня качества бизнес-образования Л.И.Евенко Ректор ВШМБ РАНХиГС Почетный президент РАБО
Соответствие российского бизнес- образования мировому уровню – Сущностный аспект – достигнутый потенциал и реальные результаты на признаваемом мировом уровне достигнутый потенциал и реальные результаты на признаваемом мировом уровне – Институциональный аспект – Аккредитация – формальное подтверждение уровня авторитетным международным органом; Аккредитация – формальное подтверждение уровня авторитетным международным органом; Высокое место в международных рейтингах; Высокое место в международных рейтингах; Имидж в профессиональных и деловых отечественных и зарубежных кругах Имидж в профессиональных и деловых отечественных и зарубежных кругах
Сущностный аспект – соответствие миссии школы бизнеса; – уровень знаний, навыков, карьера выпускников; – научно-методический уровень публикаций, громкие имена; – уровень организации учебного, административного, инновационного процессов; – маркетинговые результаты (бренды); – финансовые результаты; – внешняя поддержка (спонсоры, государство); – экспорт программ (иностранные студенты); – интернационализация (партнерство, зарубежные профессора, международные конференции и т.п.). Сопоставимость с аналогами-лидерами зарубежного бизнес-образования. Вывод: Неравномерный уровень – лучшие российские бизнес-школы на уровне средних зарубежных школ, однако российское бизнес-образование ниже уровня лидеров.
Институциональный аспект Аккредитация авторитетный аккредитационный орган (возможный вред «неавторитетной» аккредитации) авторитетный аккредитационный орган (возможный вред «неавторитетной» аккредитации) соответствие зарубежным аккредитационным стандартам (содержание, организация) соответствие зарубежным аккредитационным стандартам (содержание, организация) отношения с аккредитационным органом отношения с аккредитационным органом Рейтинги зарплата и карьера выпускника зарплата и карьера выпускника мнения выпускников о программах и о школе бизнеса мнения выпускников о программах и о школе бизнеса ППС и НИОКР (референтные журналы) ППС и НИОКР (референтные журналы) воспитывать российских составителей рейтингов воспитывать российских составителей рейтингов Имидж в профессиональном сообществе (мелькать везде) в профессиональном сообществе (мелькать везде) в СМИ в СМИ у работодателей (каждому свое) у работодателей (каждому свое) цена обучения (соответствие ожиданиям целевых групп) цена обучения (соответствие ожиданиям целевых групп) Вывод – фрагментарные достижения отдельных бизнес-школ и слабое понимание значения аккредитации, «нераскрученность» данного вопроса
Проблемы Преодоление барьеров англоязычность англоязычность финансовая слабость финансовая слабость угроза иностранного вторжения угроза иностранного вторжения Активизация интернационализации активное участие в международном сообществе (Networking) активное участие в международном сообществе (Networking) известность исследований и разработок известность исследований и разработок эффективное партнерство, привлечение иностранной профессуры эффективное партнерство, привлечение иностранной профессуры членство в западных (и восточных) ассоциациях и других органах членство в западных (и восточных) ассоциациях и других органах
Проблемы Международная аккредитация осознавать важность осознавать важность научиться аккредитовываться научиться аккредитовываться серьезно готовиться серьезно готовиться создать инфраструктуру (РАБО) создать инфраструктуру (РАБО) Проблемы рейтингов несоответствие критериев рейтингов реальности несоответствие критериев рейтингов реальности трудности оценки зарплаты трудности оценки зарплаты к рейтингам через получение международной аккредитации к рейтингам через получение международной аккредитации имидж как предварительное условие имидж как предварительное условие